01. Первый дальний катерный поход Питер-Онего-Питер 1972 года

Создано 01.11.2009 Обновлено 07.05.2021

Первый дальний катерный поход Питер-Онего-Питер 1972 года

Предисловие:
Питер и сейчас Питер, а ранее был г. Ленинград
1972 год - Прошлый Век !!!. Абалдеть !!!..... :-)))

Этот сайт посвящен памяти моего отца - Семена Михайловича !!!
Он имел почетное народное звание ( или почетное звание водномоторной братии ):
"Профессор по Вихрям " :-)

В 1967 году мой Батя купил катер "Прогресс-2" и мотор Вихрь-20.
После этого была рыбалка на Финском и на Неве, походы на Новоладожский канал, р. Свирь, залив Лахта на р. Свирь - теперь это заповедник, р. Волхов - на озеро Ильмень.

А рыбачить на спининг Батя начал в молодости, когда у знатных рыбаков, обложившихся десятком поплавочных удочек, глаза лезли на лоб, когда он вытаскивал довольно большую рыбину при помощи вересковой палки, катушки с леской и железки на конце... :-))))

Первый дальний поход был задуман и пройден в 1972 году двумя катерами по маршруту:
Река Нева: г. Ленинград - крепость Орешек - 70 км
Новоладожский канал: Крепость Орешек - Новая Свирица - 169 км
Река Свирь: Новая Свирица - пос. Вознесение - 213 км
Онежский канал: пос.. Вознесение - р. Вытегра - 67 км
Река Вытегра: Онежский канал - г. Вытегра - 15 км
Река Вытегра: г. Вытегра - Онего - 20 Км

Онего - Онежское Озеро:
Река Вытегра - мыс Андомский - 20 км
Мыс Андомский - мыс Муромский - 26 км
Мыс Муромский - мыс Бесов Нос - 24 км
Мыс Бесов Нос - река Водла (пос.Шальский) - 14 км
Река Водла - остров Большой Климецкий (южная часть) - 38 км
Остров Большой Климецкий - Кижи - 33 км
Кижи - г. Петрозаводск - 60 км
г. Петрозаводск - пос. Вознесение (р.Свирь) западным берегом - 135 км
И в обратный путь по реке Свири в г. Ленинград
ИТОГО: 452 + 102 + 350(Онего) + 452 = 1356 км

Наш катер - "Прогресс-2"+ Вихрь-20. Экипаж: я и Батя
Второй катер - "Прогресс-2М" + Вихрь-25. Экипаж : 3 человека
Оба катера с тентом - никаких рубок.

Нева - перед поворотом на Ивановские пороги

Первый привал на Неве - точно не помню где, но похоже, - напротив г. Кировск.
Главное, после подхода к берегу - это грамотная швартовка. Носом к волне на два якоря. Новички частенько забывают про швартовку - немного затянут нос и бегом на берег. Но это же не авто, а - КАТЕР. И рядом - живая вода и ее творение - волна. Может враз смыть вашу посудину и охнуть не успеете.

 

Итак 1972 г. - "золотое время застоя". ;-)

Золотое не потому, что застоя, а потому что - "когда мы были молодые..."
Это было время, когда по пятницам-субботам караван дюралек шел из Питера по направлению к Дубно (87 км канала) - на рыбалку. Не все доходили до цели, а только самые подготовленные. А в воскресенье жужал обратно. Сейчас - совсем не так. :-) А сейчас жужжат от Новой Ладоги (112 км канала) к Дубно и обратно, а до Новой Ладоги из Питера на авто. :-)

Месяц ИЮЛЬ выдался в 1972 году очень жарким.

Обеспечение
Мобильных телефонов конечно же не было, GPS и эхолотов также.
Чтобы позвонить надо было идти на переговорный пункт. И не всегда можно было дозвониться.
Карт также подробных не было - все засекречено... :-) Но была лоция реки Свири 1954 года.
Навигация - школьный компас.
Фотоаппарат- "ФЭД-2". Экспозиция в ручную - из опыта.
Последующая обработка - подготовка растворов, проявка пленки и печать фоток - все самостоятельно. Пленки черно-белые - негатив, слайдов еще не было, кинокамеры не было, а о видео и речи нет. :-)
Примус Шмель - работает на бензине. Отличная вещь - до сих пор готовим именно на Шмелях и шмелях - старой конструкции, а не новой.
Горючка
- можно было стрельнуть канистру в городе по цене за канистру от 50 коп. до 1 рубля.
За городом 1-2 рубля, ну может быть 3. Но и зарплата была 120р - норма, 140р - это уже не плохо, а 200-250р - это очень хорошо. :-)

Справа - это зачаленный плот лесосплава. Да... - это было время, когда буксиры таскали плоты и по Неве и по каналу и по Свири. А также, помимо самоходок и ракет на подводных крыльях, ходила ЗАРЯ - пассажирская посудина с водометом. Так вот Заря гнала неслабую волну - сравнимую со средним сегодняшним кроссовком. И ходила по Неве и по каналу до Новой Ладоги. А уж по каналу секи ЗАРЮ обязательно - без разницы - на воде катер или зачален. :-)

Разведка места для привала...

Капитан второго катера - из-за этой панамки получил от нас с Батей прозвище "Кемель"

Привал - святое дело...

После небольшой посиделки, рыбацких рассказов - необходимо подготовиться,

проверить и отрегулировать матчасть.

Отход от берега и... - дальше в путь.
Начало похода - обычно самое счастливое время - все приключения впереди. :-)

Идут на обгон.

Остановку на заправку в Кировcке не помню и фоток нет.

 

Крепость Орешек - как-будто только-что закончилась война....

Вошли в канал. Вид на Неву.

Кобону - 47 км канала - без остановки пройти просто нельзя. Отсюда начиналась дорога жизни по Ладоге. Место очень приветливое и закрытое от ветров. Речка Кобонка впадает в Ладогу.

Здесь же и ночевка. Готовка на шмельке.

Святое дело - искупаться в Кобоне.

 

А это похоже - река Волхов

И снова в канал. Понял, что если в таком темпе фотать, то на основную нашу цель - памятники старины, пленки просто не останется. :-)

Загубье - Новоладожский канал почти пройден. До Свири осталось около 10 км. Пройдены все лавы - наплавные мосты. А порядок был такой - наберется 5 маломерок и - лаву открывают. Сейчас не так - сейчас по расписанию два раза в день. Но лава в Черном открывается в ручную - это и сейчас так. Новую Ладогу и Вороново проходили в проход для маломерок. Но в Загубье прохода нет и надо ждать открытия.
Канал тогда еще был обустроен аккуратными километровыми столбиками.  Сейчас от них остались только воспоминания. Длина канала - 169 км.

Стоянка на Свири - правый берег - теперь там заповедник. Заповедник от г. Лодейное Поле до выхода в Ладогу.

Отсюда уже виден Батюшко-Онего. Свирь пройдена. Пройдены оба шлюза. Помню стоянку на Ивинском разливе около плавучего острова. Рыбалка была отменной. А это уже Вознесение у памятника перед лавой - вход в Онежский канал. Путь преграждает лава.

Мы в Онежском канале. Лава пройдена. Все по магазинам. У последнего дома по каналу - направо дорога - путь к заправке.

Рыбалка на закате.

Онежский канал
А вот как было раньше - 1909 год - Мариинская система - очень интересные фотографии

http://ps-spb2008.narod.ru/mar_introduction.htm
Не правда ли - своим аккуратным обустройством несколько напоминают сегодняшнюю заграницу. А ведь это было у нас.....

Батя рубит колышки...

В позе рака... Сколько раз я потом стоял в такой позе.....

А вот здесь уже возникла необходимость у Кемеля вытащить друга Вихря на сушу.

Полный отруб после большого перехода - общий дневной сон на берегу, - Батя на катере.

Это я

Катера на отдыхе. :-)

И Батя перебрался на берег.

Сон в очках....
А вот ночевали всегда в катере. Сверху тент и марлевый колпак от комаров. И сейчас - только на катере. А еще лучше забуриться в тростник. Кинуть якорь и ....

Впереди город Вытегра. Онежский канал впадает в реку Вытегра. Далее поднимаемся по ней 15 км до г. Вытегра. Здесь уже ходят солидные пароходы и самоходки - далее шлюз и канал им. В.И. Ленина. Но нам не туда....
А в городе Вытегра - и бензин и магазин.

г. Вытегра. Соображают - сначала на двоих,

а потом и на троих. :-)

До свидания г. Вытегра.


2. По Онего-Батюшке
Спускаемся по р. Вытегра обратно до Онежского канала, еще 6 км вниз и отдаемся Батюшке-Онего. После выхода из реки Вытегры в Онего - направо, - держим путь на мыс Андомский. Его видно издалека..

Впереди м. Андомский. Высота этого мыса впечатляет. На самом верху - это не кусты, а вековые ели - достаточно высокие.
Раздувает помалу.

Мыс приближается. Когда идешь на большой переход по озеру, а не по реке - время течет по другому. Кажется, что стоишь на месте и нисколько не приближаешься. :-)) Главное - не зевать и держать курс, иначе расстояние возрастает.

Озеро никогда не бывает ровным как блин. На нем всегда присутствуют волны и волны почти незаметные глазу с длиной волны в несколько километров и даже десятков километров. Проявляются они как подъемы и спуски с небольшим градусом, но достаточным, чтобы двигатель их почувствовал. Иногда никак не поймешь - почему упал ход, а стоит присмотреться и видно, что идешь в горку. Да, - как ни странно, - на воде и в горку. Под горку конечно идти легче. Именно эти волны видишь, когда пролетаешь на самолете над водной поверхностью. :-)

Андомский пройден. Держим курс на мыс Муромский. Опять нас с батей решили обойти.

И обошли.

Но не тут то было. Не зря батя - "Профессор по Вихрям". Доработками выжал из 20-ки возможный максимум.

Но волна уже не слабая....

А вот и Муромский мыс - Муромский монастырь - полностью заброшенный.

Обходим Муромский мыс. Волна - по старой северной начинает задувать Юго-Восток с берега. Юго-Восток - редкий ветер на Онего, но, почти всегда, приносит тепло и хорошую погоду.

Все открыто и все разрушается. Сейчас - совсем не так !!!

А сейчас вот Так !!! : http://eparhia.karelia.ru/mmmnew.htm

Восстанавливать начали в 1991 году. Был проведена АКЦИЯ - сброшен десант строителей на парашютах !!!

 

Но было то как.... А... ? ( http://eparhia.karelia.ru/mmmnew.htm)

Это - колоколенка, а за ней чехол церковки инока Лазаря - основателя монастыря. А сама церковка перемещена на остров Кижи. Чехол выглядел, как церковка. В глубине стояла одна икона. Помню пол в этой церковке из толстенных пропитанных специальным составом досок. В дальнейшем, эдак в середине 80-х эти доски были благополучно отодраны....

Вот здесь описана история Муромского Монастыря http://georfed.narod.ru/texts/Monastir.htm
А вот здесь интересные фотки http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=78054

Стоянку организовали в устье реки Муромки. Сама Муромка была забита плотами с лесом и пройти по ней было просто невозможно.

Далее взяли курс на мыс Бесов Нос. Ветер подстих и волна была ходовая.
А вот и маяк Бесова Носа показался.

Бесов Нос известен своими наскальными изображениями.

Вот и древний человек.

Чудо-юдо.
Часть камня у воды с изображениями отсечена и увезена в Эрмитаж.

Дальше идем на веслах, опасаясь налететь на камни. Места то неизведанные. На веслах - это я . А вообще, после хода по Онего появляется привычка смотреть на воду во время движения. Вода прозрачна - и мель заметна.
НО !!! В местах, где есть луды, можно враз сесть на мель - мель из камней-булыжников. Наличие возможной луды можно почувствовать по форме берега.
А погрести на веслах доставляет удовольствие и сейчас. И уже на Амуре весла вынес вперед, также как и на Прогрессе.
Дальше..., а дальше как то стерлось из памяти, но скорее всего от Бесова Носа взяли курс на реку Водла (п. Шальский). Там заправились - магазин, бензин. Так как заправиться бензином надо было обязательно. И далее был переход на южную часть о. Большой Климецкий. Не фотали. Впереди встреча с Кижами.

Но в ближайшей деревеньке не доходя до Кижей у Кемеля проживал знакомый дед, который организовал баньку. Банька стоит на самом берегу на камнях. Традиция - если нырнул после пара, то достань со дна камень, притащи и положи у баньки. :-)

Кайф после баньки

Неплохо испить чистой онежской водицы. И испить прямо от тела Озера, так, - как пьют животные - в этом что-то есть... У нас кот - Марс Матроскин - или просто Марсик - катерный кот. Так вот, когда он пьет воду дома из блюдца, то заметно, что ему как то не комфортно и непонятно - "пьет воду, а лапы сухие". Начинает перебирать лапами и старается их также намочить.... :-)

Это я


3. КИЖИ - Поход катерный Питер - Онего - Питер 1972 г

Вот и Кижи

Далее почти без комментариев - КИЖИ

Вид с колокольни.

Это я - перезаряжаю пленку.

Ну как не запечатлеться....

Кемель - капитан второго катера.

А это церковка инока Лазаря - основателя Муромского Монастыря.

После осмотра Кижей решили освежиться и показать класс на водных лыжах - это я.

Лыжи фигурные - коротенькие - без киля.

Батя за штурвалом.

До свидания КИЖИ.....

Местные рыбаки.

По пути подвернулся буксир и мы к нему подцепились...

После выхода на простор (остров Большой Климецкий остался сзади) нам с буксиром стало не по пути.

И мы рванули вперед...

На просторе Батюшко разволновался....

А это уже г. Петрозаводск

У пристани в Петрозаводске...

В Петрозаводске Кемель принудительно высадил свою команду. Что конечно же нам не понравилось. И дальше мы шли параллельно-пересекающимися курсами....
Пленка видимо кончилась, хотя интересного еще было предостаточно. Далее прошли западным берегом Онего до реки Свири и легли на обратный курс !!!
Борт-журнал не вели. Сколько сожгли горючки ?- вопрос. Но по последующим походам могу примерно сказать, что около 34-37 канистр. Расход был около 0,5 литра на км.

ОТЗЫВЫ


Copyright 2011 Поход на катере Питер - ОНЕГО - Питер - 1972 г.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free