1.4. TOYOTA 5A - катер Амур-3 с ПОК от Кононовых

Создано 04.06.2010 Обновлено 08.04.2021

Инфа от Сергея Кононова г. Хабаровск.

Мои коменты - синим цветом

Это я - Сергей Кононов

А это сын - Иван Кононов

В нашем городе Хабаровске есть умелец с головой и золотыми руками. Вот у этого человека я и купил катер. Он все выкидывает из катера, кроме ПОК (с водометами практически не работает) и все делает с нуля, в пределах разумного конечно.

Этот катер он делал для себя и проходил на нем 2 сезона.
Таких катеров с Тойотой 5A он сделал около 10 штук.
В прошлом году весной я его взял за 150 т.р. с телегой. Осенью 2009 я помог приобрести, его же самоделку, своему товарищу. Сейчас этот умелец себе сделал с Тойотой 3S.
Сразу же оговорюсь все движки он переделывает под карбюратор ВАЗ-2107!!!!! С инжектором не связывается.

Небольшое отступление: Что же это за зверь такой 5A ?
Toyota 5A
Бензиновый
Кол-во цилиндров 4 – рядное расположение
Клапанов 16
Привод ГРМ ремень
Объем двигателя 1498 см, т.е. 1,5 литра
Мощность двигателя 85 л.с. при 6000 об/мин
Крутящий момент: 122 НМ при 3600 об/мин и 130 НМ при 4400 об/мин
Степень сжатия 9.8
Бензин АИ-92
Диаметр / Ход поршня 81,0 / 77,0 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Ставился на автомобили Королла, Карина

Вроде на Амур и не очень годится, но есть одно преимущество супротив штатного УЗАМа 1,5 литра – это высокие обороты – до 6000 об/мин. Т.е. 5000 - предельные для ПОК, может крутить постоянно, чего не скажешь про УЗАМ.

Двигатель переделан под бензин АИ-80 – установлена прокладка.

Впускной коллектор карбюраторный от старых версий 5А. Карбюратор ВАЗ-2105. Обратка карбюратора заглушена. Шпильки переделаны (перекручены) под ВАЗовский карбюратор
Трамблер родной Тойотовский. Катушка одна - родная.

За карбюратором бензонасос Тойотовский родной, механический, только перед ним стоит груша от подвесного мотора. Установлен он на блоке, точнее на головке блока. Насос с обраткой, которая запущена вместо дренажа одного из бензобаков, а чтобы в бензобак поступал воздух, неплотно закуручиваем пробку заливной горловины. Вот это не есть гут и здесь поле для деятелности.

Коллектор выпускной тоже родной, он закрыт штатной защитой.
Коллектор охлаждается впрыском забортной воды - вварена трубка малого диаметра рядом с дюритом, на фото не видно, но он сделан, как у всех.
НО !!! сильно греется – иногда раскаляется до красна. Что конечно не гут. Явно нужен коллектор с рубашкой.

Охлаждение 2-х контурное.
Масляного холодильника нет. У меня обварен поддон картера (наварена рубашка на поддон) нержавейкой и с помпы забортной воды шланг поступает в приваренный холодильник, а выходит через штатный холодильник за борт. У меня первый катер. На последующие умелец ставил отдельно маслянный радиатор с забортной водой. У друга сделан масляный холодильник с вертолета МИ-8 по-моему.
В двигатель заливается тосол.

Помпа забортной воды штатная амуровская. Двигатель стоит на подушках, поэтому на холостых шепчет, как Тойота.
Генератор москвичевский, шкивы на двигателе переделаны под клиновые ремни. У друга такой же мотор на катере стоит у него на генераторе переделан шкив под ручейковый ремень. Масло у меня не греется, все ОК!

Сопряжение с ПОК
Маховик от Тойоты 5A. Колокол от Тойоты, проставка от Амура и переходная плита. Диск сцепления - Москвич, вал амуровский - требует переделки – хвостовик, чтобы он вошел в коленвал и какое-то утолщение на валу надо подгонять под размеры.
Стартер Тоета, рабочий цилиндр сцепления тоже Тоета, шланг сцепления москвич, с переточенной резьбой дюймовой. Сам уже менял и точил у токаря, для соединения с цилиндром.
Тахометр поменяли на жигулевский от шестерки, работает корректно, теперь можно подбирать и винты

Установлены транцевые плиты с гидроприводом.
У борта расположен гидронасос транцевых плит фирмы Бенитт(США). Управляется с приборной панели, двумя кнопками

Результат
Да и кушает он не много - на полном газу примерно 12 л/час.

Это честно, без всяких. Все удивляются. Всегда ходим при полном газе. Когда даешь полный газ, он не захлебывается и сразу реагирует на открытие дросселя.
Я помог, по осени 2009г., товарищу купить такой же Амур с 5А движкой, бензин АИ-80, и расход у него такой же. Но он ходит на штатном винте 1,5 литра. Экономия чувствуется заметно. А вот по шагам винтов сказать ничего не могу. Просто не мерил. Ставил все сразу по очереди.
Брал мерную милю примерно, по треку ДжиПиэС и ходил. Один винт сразу понравился, но когда поставил сразу появилась бешенная вибрация, думал колонка развалится. Сразу его снял.

Ну и по поводу слабоватости мотора.
Сейчас стоит винт латунный. С 4 чел. и минимальной загрузкой(вещи) и полными баками с этим винтом идет вниз по течению (скорость течения 5км/ч) - 48км/ч. Я думаю это нормально.
У товарища с такой же движкой загруз 3 чел., хвостов 70 кетин (рыба кета - средний вес 2.5-3 кг), плюс сети, (винт 1.5 штатный) выходит на редан (правда очень тяжело), около 30-35 км/час идет.

Простое сравнения моторов: на авто кто резвее едет Москвич или Фокус с1.5 на мехе ? ))) Почему фокус ? - так понятней будет сравнить, так как у нас заменитель Фокуса - Королла!!!

Вот таким он стал. На киль наварен пруток. Мы (я и мой сын Иван) все зачистили, зашпаклевали и покрасили какой-то специальной крутой английской краской по металлу (именно морской для катеров).

Далее фотки по доводке кокпита

Поменяю всю проводку, панель приборов - это работа для сына Ивана, выкину автомобильные сиденья - они ужасно тяжелые под 30кг каждое. Тент новый поставлю .

А вот такие рыбины водятся у нас в Амуре.
Это китайский ёрш или Ауха.

На кукане Сазан, верхогляд, Монгольский краснопер.

АВАРИЯ !!!
Вот и наступило продолжение по нашей переделке с 5А.......(((((
На неделе выскочили с Иваном на рыбалку и вдруг.....О, боже - давление масла падает до нуля -полный пи........... глушусь по средине Амура, смотрю наличие масла по щупу - норма, но вместо масла эмульсия........... Корче, не буду писать про спасательную операцию, на лодочной мужики ставят диагноз - прокладка головы прогорела. Делать нечего, надо ремонтировать. Наш умелец укатил на месяц в Новосиб к родне. Тащим катер на телеге к знакомому мотористу в сервис. Он тоже говорит прокладка. Снимает голову, а прокладки (2 штуки) целые. Зато голова пошла "пропеллером". Везем голову в мастерскую, шлифуют, снимают очень много 0,3. Но моторист сказал, что такую голову он поставит без проблем. И вот я тут вспоминаю про охлаждение коллектора, т.к. повести ее(голову) могло только от раскаленного до красна коллектора.
Сейчас думаем о вкручивании в коллектор форсунок (штуцеров) и подвода забортной воды, но это мы с Иваном сделаем сами. И вот суббота все готово, голова на месте, ставим расширительный бачок на тосол, собираемся мыть двигатель (вымывать эмульсию).
Я откручиваю пробку не масленного поддона, а по запарке пробку слива воды с охлаждающий рубашки на поддоне и, вместо воды льется......... эмульсия(((((((((( диагноз один (других быть не может) - проржавел масленный поддон или проржавел сварочный шов и масло поступает в рубашку, а вода в поддон. Вот и вся заковырка.
Сейчас будем выдергивать двигатель и смотреть что можно сделать малой кровью.
Да.... Я за коллектор с рубашкой !!!


Copyright 2011 TOYOTA 5A - катер Амур-3 с ПОК.
Templates Joomla 1.7 by Wordpress themes free