04. Катерный поход - Двое верхом на УЗАМе, не считая Кота, или - Питер-Онего-Питер 2009
- 04. Катерный поход - Двое верхом на УЗАМе, не считая Кота, или - Питер-Онего-Питер 2009
- 4.2. Катерный поход Питер-Онего-Питер 2009 Часть 2
- 4.3. Катерный поход Питер-Онего-Питер 2009 Часть 3
- 4.4. Катерный поход Питер-Онего-Питер 2009 Часть 4
- 4.5. Катерный поход Питер-Онего-Питер 2009 Часть 5
- 4.6. Катерный поход Питер-Онего-Питер 2009 Часть 6
- 4.7. Катерный поход Питер-Онего-Питер 2009 Часть 7
- 4.8. Катерный поход Питер-Онего-Питер 2009 Часть 8
- Все страницы
08-12-09
Итак сегодня отключили Инет на 1 день, а потому можно заняться описанием похода.
Главное нАчать, а потом затянет, как и инет. И будет уже не остановиться...
:-))
Предисловие - май 2009 года
Уже два года не были в гостях у Батюшки-Онего. Тянет со страшной силой. А не пускал нас дружище УЗАМ.
Было решено сделать ему полную трепанацию. Никогда не делал кап. ремонт стационара.
Куда-то отдавать проблемно, денежно, да и доверия нет. А потому решил - делать сам. Теорией башка уже забита, а также есть тылы - motolodka.ru, а особенно Елена из Мурманска. Место для ремонта - кокпит нашего катера Амур, стоящего на берегу в клубе.
Для начала, надеясь на лучшее, снял башку, не снимая двигателя с места.
Проверил - кривая башка, стояла на двух прокладках. Нашел другую более-менее. Вкрячил, но не тут то было.
Эффект тот же - сапунит, да и вода пошла из под ярославской прокладки.
Потом только выяснил, что эту прокладку вообще протянуть проблемно.
Эх... Берем нашу клубную раму-четырехногу - к катеру ее. Немного усилий лебедкой и двигатель в кокпите катера.
Ну что же - первый так первый. Предварительно закупил на Парголовской ул. у Жени (Ивана) комплект поршней с цилиндрами и прочее…. Хорошо работают на Парголовской - говорят как есть. Фуфло не впаривают. А если фуфло - так и говорят. Не буду углубляться в тонкости ремонта, ведь тема о походе.
Вот - результат демонтажа. Не спеша и аккуратно все собрал и, - движок на место.
Снял крышку - регулирую клапана. И нет, чтобы закрыть тряпочкой цепь. Внутренний голос говорит - «ЗАКРОЙ». А я ему в ответ - "А... не мешай". Голос не унимается. И затих только после того, как маленький ключик из руки нырнул прямо под цепь. Просто так - не достать. Свечу фонарем - виден собака, - глубоко, но не безнадежно – ну… не на самом дне двигателя, но чуть толкнуть, и улетит на дно. «Нам поможет МАГНИТ» - опять внутренний голос. "И МАГНИТ - на ПАЛКЕ".
30 секунд и, - ключик на свободе. УРА !!! Как мало надо для минутной радости.
Устанавливаю предварительно закупленные отличные ремни, дабы не было сюрпризов с этой стороны. Ладно, двигатель заведен. Вроде все в норме. Катер спущен на воду. Теперь обкатка. Сначала с родным карбом 126.
Смесь бедная, хоть так, хоть эдак - особо причину искать не стал. Правда походил немного, вроде как обкатывал, и вот это, наверное, напрасно. Далее купил там же карбюратор от Нивы 21073. Поставил - совсем другая песня. А как на холостых работает - 450-500 об/мин держит только так....
Но время поджимает - уже июль подходит к концу. Решили, как и не раз уже было на Прогрессе, на свой страх и риск, завершить обкатку в походе.
Подготовка - июль 2009 года
Катер – Амур 3 с ПОК. Ему уже 15 лет – бывалый.
Экипаж:
Лена - капитан, штурман, кок (даю возможность покапитанить, а если серьезно, то женская интуиция не раз выручала)
Я, - Миша - боцман, рулевой, механик
И Матрос - Кот: Марс Матроскин, или Марсик, или просто Марся
Другие, бывшие, члены экипажа прошлых лет уже отвалились, Один - уже совсем бугай, другой только готовится, но отвалился не так давно, - на Амуре отходил с 6 до 17 лет – уж очень хотел в поход, но обстоятельства не пускали, да и место матроса уже занято.
Кота подарили два года назад в клубе перед самым отходом в поход (отвальная) и было ему 5 месяцев и было это в конце сентября.
2007 год - Взяли живую душу на борт. Так и прижился и прошел уже два похода. И назван был Марс Матроскин. Не раз нырял с борта в ледяную воду - выжил, прошел все испытания, не сбег в леса – на лучшие хлеба. Приучен был, да и сам не против, - плыть, уж если нырнул, не к берегу, а на колонку катера. А с колонки – в один прыжок и – уже на борту.
Подготовка, - как всегда: - продукты, бензин (отдельное спасибо другану Эдику – в клубе каждый его знает).
Да… Тушонка - покупалась по наводке Питерской Мотолодки (Большое им спасибо). Как потом оказалось, действительно неплохая, но до советской солдатской ей еще расти и расти.
Главное, - все, что может отмокнуть, - зашить в полиэтилен.
Рация Гранит на подзарядке
30 июля 2009 года
Сборы, как всегда, занимают часов 6. А так, как любим поспать, то начинаем где-то от 10 (наилучший вариант) или 15 часов. В этот раз получилось от 14.
Все должно занять свое место. Традиционно катер для нас это не транспортное средство, а ДОМ – да, небольшой, но плавучий и ходячий ДОМ.
Четыре варианта раскладки нашего дома:
- ходовая
- стояночная
- кокпит (кок – повар, пит – прием пищи – готовка и приемка :-) )
- ночная
Все это строится из двух кресел и трех ящиков. В ящиках хранятся продукты.
Рационально – это когда один и тот же предмет постоянно несет нагрузку (работает) в каждом из вариантов – тогда он универсален, что конечно не всегда получается.
Итак:
- Ракеты и прочие средства спасения на борту
- Бензин и масло на борту
- Средства ориентации под водой и на воде на борту
- Карты, лоции, документы на борту
- Связь на борту (на этот раз пополнились речной радиостанцией Гранит)
- Связь с миром – приемник Сонька на борту
- Фотик и видео на борту
- Якоря и веревки на борту
- Вспомогачь Ветерок на борту
- Весла на борту (ох, любим иногда под веселками походить)
- Шмели (наверное уже не все и знают, что это примуса)
- Продукты на борту
- Пиво и прочее на борту
- Мешок инструментов на борту
- Мешок запчастей также на борту
- Мешок (маленький) медикаментов на борту
- Рыбацкие снасти на борту, вроде как все.
- Ах да – измеритель давления, - да не масла, а человечий – на борту :-))
Ну посуды всякие и прочее - это штатно на борту всегда
Движок решили не насиловать - винт на 315 - четыре штуки на борту. На испытания винта 350, уже нет ни времени, ни сил.
Короткая отвальная. Друганам клубным, провожающим знакомым и родственникам традиционно наливается. Рулевой - на сухом пайке…
Эта фота правда 2006 года, но - почти без изменений. Правда друганов не видно.
ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ !!! Белые ночи уже позади и темнеет быстрее.
Уже 20-45 час. ПОРА !!! Уже давно ПОРА !!!
Как и обычно, - дотянуть бы засветло до Лесопарка.
СТАРТ !!! Вот оно начало похода – самое счастливое время. Отдаем швартовы, дружное приветствие всем, кто остался на берегу. Проходим строй клубных катеров. Выходим из нашей реки Карповки, направо, мимо Авроры, и - под Литейный мост. Сзади, - между Литейным и Троицким (Кировским) тьма посудин скоростных и не очень, катальщиков и любителей. ВолнЫ нагнали…. – толчея. Теперь только ВПЕРЕД - подальше от людей и городской суеты и городской духоты.
УРА !!! Поход пошел. Теперь все в моих руках, голове, удаче !!!
Идем на малом, среднем (обкатка продолжается) – но без глиссера. Марся освобождается из плена (спец сумка для котов), - теперь может топать, где хочет, а до того терпеливо просидел в своей кутузке.
Проплывают по бортам знакомые берега. Справа Смольный – проходим. Проходим знакомые мосты. Вот уже и речной вокзал с белыми пароходами остался с правого борта.
Последний мост - новый – вантовый. Вот уже и Рыбацкое видно. Постепенно начинает темнеть. Справа проплывают наши старые гаражи – вернее, осталось только место – все сгорело. Далее - Кривое Колено. И, - вот он Лесопарк – обычно 2,3 самоходки на приколе. Выбираем место метров 10 от берега, но не на течении – два якоря по местам – и… наш плавучий дом встал на стоянку.
Время 23-10. Вот тут и начинается праздник…. Да и батю помянули - 31 июля - день его рождения.
Как ни раскладывай, но каждая вещь не сразу находит свое законное место. В конечном итоге – ночная раскладка, тент, сверху колпак от комаров. Все отработано, но вспоминается не сразу…. Постель как дома – белые простыни, подушки, пододеяльник – отдых по полной форме…. – заслуга капитана и - это многолетняя традиция.
Это Лена - капитан. Начало похода - бледный, замученный городом человек. Но поход сделает свое дело !!!
Врубаемся во вторую параллельную жизнь, называемую ПОХОДОМ. :-))
А это я, Миша - боцман. За спиной совместные походы на Онего с 1977 года. Староваты малехо, - но еще фору дать можем.
:-))))))))))))))
31 июля 2009 года - Нева Лесопарк
Подъем не ранний -12-30, так как улеглись только в 2-00. Как-то уже тяжело вставать рано. А…. - как получится, - так и получится. Никакого насилия. Но и никаких отвлечений, никакой рыбалки – только вперед. Это все ждет ТАМ. А то, что ТАМ, - не идет ни в какое сравнение с тем, что ЗДЕСЬ.
Далее потихоньку (обкатка же) топаем по Неве. Только пришлось немного газануть на Ивановских порогах. Здесь надо крутить башкой, - место узкое и течение хорошее, а также крылатая Ракета может вынырнуть в самый неподходячий момент.
Проходим Кузьминский мост, - слева очень хорошее место для стоянки.
Но время есть, и мы идем далее. Вот и Кировск. Пора на стоянку. По каналу до Назии (23-й км канала) дотянуть засветло не успеем.
Выбираем место. Заякорились. И далее по обычной программе.
1 августа 2009 года - Нева Кировск
На утро подъем в 9-30 – завтрак. Подлетает ГИМС, несмотря на траву. На транце Меркури 60, - явно слабоват. Проверка доков. Но у нас все в норме. Обмен улыбками и они потопали дальше. Через некоторое время стартуем. Время уже 13-20. Проходим Новоладожский мост. И опять ГИМС. Да… - подступы к Ладоге и каналу жестко перекрыты. Но у нас все в норме и топаем далее.
Шлиссельбург - судорементный завод.
100 лет назад - Шлюз в Шлиссельбурге (http://www.veinik.by)
Вот и вход в канал виден (14-10).
Слева разваливающееся здание – это бывший ГИМС. Теперь они базируются на другом берегу.
Далее идти нам каналом 169 км. Уже никакого ветерка. Жаримся…. Погода отличная, но отличная уже давно. А значит жди плохую.
Земснаряд - Дноуглубитель
Аналогичный, но 100 лет назад (http://www.veinik.by)
Встреча дачника с туристами-водномотрниками на 17 км канала - Синявино. Матрос ну никак не хотел залезать в кутузку - Кэп зализывает раны.
Топаем далее - Новоладожский канал.
Назия - 23 км канала.
Река Назия - вода чистая - до Ладоги около 1 км. Река пересекает канал, вытекает из Ладоги. Течение довольно сильное. Далее эта ладожская вода течет по каналу в Неву. На 17-18 км канала течение также ощутимо и заметен уклон в сторону Невы.
Не спеша, доходим до Кобоны (47 км канала) – время 20-20. А там уже нас ждут клубные друганы. Вышли позже нас, и обошли нас где-то на Неве.
Света Ловит рыбу в реке Кобонке. Все недавно поменяли Вихри на иномарочные подвесники.
Катер российский - стоит в клубе, а экипаж из Германии. Вот так - живут в Германии, а в поход приезжают в Россию.
Вот так капитально расположились....
Денис и Володя - клубные друганы. Денис живет в Германии....
Подпитка - Греча с сардельками
Володя со Светой
А вот это - наш ходячий дом. Да - открытый - без рубки. Как-то было желание сделать рубку, но простор дороже. Думаю, что многие видели наш катерок на каналах, на Свири, на Онего.
Обсуждение будущих походов (Кэп)
Катера Володи и его сына Альки. Корпусам уже более 30 лет.
Света - добрая душа.
А это Эрик - матрос немецкого экипажа.
Их конечный пункт – Ладога в районе Загубья – не так далеко до Свири. Там у них многолетняя база. Укрытия нет и катера вытаскивают на берег.
Вот так это выглядит. Посидели с ними до 23-30 и пошли на ночевку далее по каналу.
В Кобоне в субботу ночевать не просто. На берегу канала молодежная дискотека – моща такая, что вибрирует спинной мозг. Потому и уходим на ночлег от реки Кобонки вперед 1-2 км.
2 августа 2009 года - Новоладожский канал Кобона
Утром необходимо взбодриться, благо тепло.
Купаемся вот с такого трапика - очень удобно
Старт в 14-45. В 15-45 подходим к п.Черное – первая лава – наплавной пешеходный мост. Разводится каждым проходящим самостоятельно. Но все надо вернуть в прежнее состояние.
Принцип простой – две ручные лебедки. Одну отпускаешь, другую накручиваешь. НО !!! Я на лаве на лебедках, а капитан садится на весла, что давно забыто, да и тяжеловато. Руки должны вспомнить: свои места на веслах и направление движения. Матроса в кутузку, чтоб не сбег в неподходящий момент. Но все проходит – без проблем, и ветерок попутный помог.
Церковь в Черном - "Храм во имя Пророка Божия Илии"
п. Черное - 100 лет назад (http://www.veinik.by)
Упорно топаем далее на малом. В малом ходе тоже своя прелесть – тихо, размеренно, спокойно, не спеша.
Сколько раз замечал – обходишь на глиссере тихохода. Пришли на стоянку. Пока то да се. Подготовка к обеду. Глянь, а тихоход уже здесь.
Топаем далее, вот уже и Дубно, с отличной новой протокой в Ладогу, - позади. Впереди Новая Ладога.
г. Новая Ладога. Вот и Лава. Здесь мы спокойно проходим в проход. А так - ждать открытия - в 9-00 или 17-00. Интересно сооружение - наплавной мост - лава.
А вот 100 лет назад было так. (http://www.veinik.by)
Разводной мост. (http://www.veinik.by) Пересекаем р. Волхов. Чтобы не попасть на следующую лаву, а она без прохода, - идем старым каналом.
Вот он Петровский канал – прямой как стрела. Далее река Сясь. Если воды много, а в этом году как раз так, то надо аккуратно проходить средний мост, - в этот раз проходим, - но башку пригнуть пришлось. А однажды еле прошли - 1 см над стеклом.
У последнего моста, если воды мало, то лучше колонку приподнять – внизу куча камней.
Вот и вышли из канала в р. Сясь. Город СясьСтрой. Тут же направо бензоколонка почти у воды. Но мы за мост в тростник – на ночевку (22-00). Заправка – на завтра.
3 августа 2009 года - река Сязь
Проснулись в 7-00. Матрос всю ночь колобродил по палубе. Уж очень привлекало сцапать водяную крысу. Но не по сеньке шапка.
Досыпает - пока у нас первый завтрак.
Вот наша ночная раскладка. Засыпаем под шелест Соньки...
Начало дня. Подготовка к первому завтраку.
У матроса тоже завтрак
После заправки - вперед (14-30). На борту два полных бака (100 литров) и 1, 5 канистры (30 литров). Следующий пункт заправки г. Лодейное Поле. Конечно можно было и меньше загрузить бенза, но в Лодейном горючка дается тяжелее - дальше и в горку.
По р. Сясь доходим до Новоладожского канала и снова не спеша топаем.
Далее Вороново - 140 км канала – опять лава, - опять разводка по расписанию.
Вот и Вороново. Пока работает старая лава - на заднем плане. Новая еще не вошла в строй.
НО и здесь мы пролезаем, но только-только. Буквально сантиметры по верху и боку. Если воды мало, нижние столбики крепления пройти не дадут. Топаем далее.
Еще немного и вот он 157 км канала (18-30). У многих это конечная цель похода. И торчат они здесь весь отпуск. Места хорошие. Не так далеко от канала до берега Ладоги - метров 200 лесом. Обычно 3-7 посудин здесь тусуются постоянно. Да и до магазина не так далеко (километра 4) - Загубье.
На каждой стоянке у берега выпускаем Матроса Марсю на охоту в лес. Вот уж любит поохотится. Сначала все обнюхает, Потом постепенно удлиняет радиальные выходы. И далее может уйти часа на 2-3. Таскает на катер отловленных мышей, - похвастать, Иногда сам съедает, иногда оставляет – «делится». Но ночевка у нас все равно на плаву (два якоря) – традиция. И кот может колобродить всю ночь – бегает по борту. Бывает зазевается, - и опа…- уже в воде.
На 157км места хорошие. Но, если выходной и погода жаркая, то ждите гостей из Новой Свирицы и Загубья. Тьма катеров и лодок больших и малых – все на пляж Ладоги. Могут запросто встать у Вас под боком в 2-3 метрах.
Решили здесь постоять денек, разобрать носовой отсек – все по местам. Будем считать обкатку законченной. Далее надо постепенно переходить на крейсерский режим 3800-4000 об/мин.
5 августа 2009 года - 157 км канала
Впереди лава в Загубье - лава без прохода - открывается в 9-00 и 17-00. Если к 9-00, то надо отчалить около 8-00. Так и было задумано вечером. В результате - неспокойный сон – «рано вставать». Поутру решили забить на это дело. И спокойно досыпали далее.
Утро. Пока идет кратковременный дождь, матрос на вахте....
Подъем 11-00.
Ох и любим пивком побаловаться, чего совершенно не было в 80-х прошлого века.
Помню в 80-х, на обратном пути из похода, в Новой Ладоге купили 2 бутылочки пивка в магазе - ну просто большая редкость. Выпили - и, просто слетели с катушек.
Подход к берегу для профилактики
На охоту...
Не первый раз видим - "Русич". Шлюпка подарена ребятам офицерами ГРУ (надпись на борту)
Вот такие комфортабельные тихоходы проходили мимо.
Старт. Топаем далее.
Матрос выбрал самое теплое место. :-))
Подошли к лаве в 16-20. Прошли лаву в 16-45. Вот так, - могут и раньше открыть, а по расписанию в 17-00. В Загубье очень хороший магазин – почти на берегу. Ну вот - до р. Свири около 10 км. Начинаем двигатель учить работать на основном режиме. Проходим Новую Свирицу. Вот и конец канала – река Свирь. Теперь ей нести нас на себе 213 км вверх.
Как всегда традиционно – встреча со Свирью. Как всегда якоримся недалеко от заповедного берега – правый берег р. Свири до самого Лодейного Поля – заповедник и высаживаться нельзя.
Открываю створки машинного отделения – СЮРПРИЗ !!! – весь двигатель в масле. Хлестало похоже из отверстия щупа. Встреча уже проходит не так весело.
- Что делать ?
- Идти далее ?
Принимаем решение, - вернуться обратно в спокойные воды канала. Завтра буду искать причину.
6 августа 2009 года - 165 км канала
Да… Веселого мало…. Отсоединяю трубку вентиляции картера от карбюратора. На карбе спец штуцер для отсоса картерных газов. Карб новый и совсем не знакомый. Ну не притерлись мы еще друг к другу. Теперь эта трубка просто соединяется с атмосферой. Пробую – на холостых все в норме. Газую по каналу – туда, обратно. И так несколько раз. Что-то делать кардинально в походе нет никакого желания. Решили идти дальше. Опять входим в Свирь (17-30) - и вперед. Ход нормальный, масло не хлещет. Но все равно как-то не уютно.
Доходим до реки Шоткусы (23-й км р. Свири). Там всегда стоит несколько питерских посудин. Здесь в основном тихоходы и автомобилисты с резинками. Ходят годами на одно и то же место.
Фотка 2006 года
Фотка 2002 года
На реке Шоткусе - после стоянки катеров - метрах в 50, по левому борту, есть источник ключевой воды с повышенным содержанием железа.
На этот раз стоять в массе не хотелось, и рванули далее к заливу Томик. В самом заливе стоять нельзя – мала глубина - может хорошо вертануть при проходе солидной посудины. Встали до него в тростничке - 27-ой км р. Свири (18-45)
Прибыли на место - пара якорей по местам.
Постепенно поход преображает человека...
И Кота также. :-)) Очень хорошее место. Но народу хватает.
А вот такая штуковина - ПЛАВДАЧА - стояла на этом месте в прошлом - 2008 году.
Купались с трапика – вода холоднющая…. А как приятно после купания выпить пивка….
По Свири надо ходить аккуратно, это не Нева. Глубины малые – 5-6 метров на середине. Идти строго по судовому ходу. За бакены не уходить. Сразу за бакеном может быть мель – песчаная или камни. И на мелких местах на стоянку не вставать. При проходе самоходки или того хуже «белого парохода» - туриста, волна на мелководье может быть около метра и спокойно перевернет вашу посудину. Сначала ставит на дно, а потом ударяет в борт. Вот после второго шлюза (Верхнесвирский), там да…. - простор и глубины до 17 метров.
7августа 2009 года - р.Свирь Залив Томик
В 13-20 отчалили. Впереди Лодейное Поле – заправка. Топаем, то на полном, то на малом. Периодически посматриваю – масло не выходит. Слева уходит залив Лахта. Сколько раз стояли там, но теперь - заповедник - ходу нет. Справа рисуется Конев остров. Сколько раз стояли там.... И чего только не было.... Если держать его по левому борту (не основное русло) и миновать мель, то метров через 50 слева будет видна очень уютная и глубокая лагунка для спокойной стоянки.
По пути обходим симпатичную питерскую яхточку - ПинтА. На транце два подвесных. Идут на одном малым ходом. Второй в резерве. Она обошла нас у Томика. Ушла с судового хода - решили резануть, но вовремя просекли мель.
Вот и г. Лодейное поле. Ранее ходили на почту и в магазин. Сейчас нет такой необходимости. Проходим почти весь город. Впереди мост. И вот не доходя до моста метров двести – песчаный пляж. Нам сюда. Держать надо на начало пляжа, где кончаются гаражи разрушенные. Правее мель и слева мель. Подходить аккуратно на малом. Внизу накиданы бревна и, если воды мало, то можно задеть винтом. Якориться также нужно аккуратно. Якорь может попасть на бревна и вытаскивать будет проблемно. Стоять лучше на плаву. При проходе беляка может быть не плохая волна.
Канистры и малую рацию (ICOM) в руки и бегом наверх. До колонки метров 150. Пока бегал, капитану пришлось не сладко. Прошел беляк, - сняло носовой якорь и немного поболтало. Но все путем. Еще один бросок и три канистры в катере. Имеем на борту два бака (100 литров) и 1,5 канистры (30 литров). Ну «сбегать» это я написал по привычке. С каждым годом бегается все тяжелее. Хотя с каждым днем похода якоря и канистры становятся легче и легче. :-))
Отчалили. Сразу за мостом по правому борту река Янега. Стоять можно, но очень осторожно. Вода может упасть на 1-1,5 метра. Не раз зависали на швартовых. :-))
Еще немного и впереди шлюз. Все знакомо. Время есть и решили сходу шлюзануться. Время 18-30.
Но теперь мы с речной рацией – как белые люди…. Не то, что раньше - болтаешься у шлюза, как г.. в проруби и ждешь отмашки. Запрос – ответ по рации, и мы встаем у стенки – ждем команды.
Светит - отшлюзоваться одним, что ну… очень удобно. Вот уже солидный пузатый беляк выползает из шлюза. На палубе масса праздного народу с видео и фотиками. Мы отходим от стенки. Идем, - до ворот остается метров 70.
И вот тут - ОПА !!!
Двигатель балдит, то заглохнет, то заработает. Колонка лягнула движок под зад – мол «Опомнись Узик – нас шлюз ждет». Смотрю - стрелка уходит за 20 ампер разрядки. Глушу, завожу – та же песня. Сообщаю, что не готовы. Вежливый ответ дежурной. Ворота перед носом закрываются. Да что за невезуха ?…. Неужели опять не видать нам Батюшки-Онего ?.... Сажусь на весла и отгребаюсь из подходного канала – около 700 метров. В голове туча мыслей. Перебираю все последовательно. Капитан подруливает колонкой. Небольшая перепалка между капитаном и боцманом. Да… Догребаюсь до нашего обычного места стоянки. Пара якорей по местам. Открываю створки. И что вижу – от генератора отвалилась верхняя клемма и цепляет за корпус. Вот уж эти автомобильные разъемы….. Поджимаю усики контакта, одеваю, завожу – все работает – без проблем.
Ну надо же. А… ? Радости полные штаны. Поджимаю усики на всех клеммах. Решили остаться на ночевку и это дело малехо отметить. И опять же - как надо мало для минутной радости…. Вспоминаю - а ведь звоночек то уже был - после окончания зарядки стрелка, стоя на нуле немного подергивалась - признак плохого контакта. Да... Вот так и в жизни - не заметишь звоночка и .... - получай по полной.
Явная радость на лицах - ждет нас Батюшко-Онего - ЖДЕТ !!!
Полное умиротворение....
И картоха скоро поспеет... А место для стоянки очень не плохое. Никто не гонит волну. Все здесь идут на малом. Расположение - от крайнего поворотного красного бакена вглубь метров на 100.
НО !!! на подходе три каменных мели, которые становятся островами при падении уровня воды. Надо их аккуратно перейти и встать метров 10 от берега. И были случаи, что посудины под 10 тонн утром заваливались на бок в 50 метрах от берега. У берега стоять также не гоже – на утро можно оказать полностью на берегу.
8 августа 2009 года - Нижнесвирский шлюз
Подъем в 10 часов. В 12-25 отошли на шлюзовку. Сначала прогреваем движок, далее на одном весле аккуратно проходим мели. Запрос-ответ. Впереди заходит самоходка. Команда - заходить за ней. Это лучше, чем с белым туристом. Но смотрю на корму самохода – порт приписки – Нижний Новгород. Ничего не имею к Нижнему.
Но один раз шлюзовались с беляком из Нижнего и после зарекся вообще вставать с беляками. Ну почему не заглушить движок? Почему по закрытому шлюзу надо гонять воду? А мы обычно заходим последними и стоим за кормой. И если самоход гоняет воду, то нас болтает у рыма как щепку, то отжимает, то прижимает. Вот так оно получилось и в этот раз.
А так… - у нас уже все отработано – подходим к указанному дежурной рыму. Если не ясно к какому номеру, то лучше еще раз переспросить. Накидываем веревку на рым. Я в середине, Лена на корме. Один конец веревки у меня другой у Кэпа. Матрос конечно в кутузке. Команда - "наполнение шлюза - следите за швартовыми". При подъеме, главное следить, чтобы не зацепить бортом за неровности стенки. Вот уже и ворота открываются. Ждем, пока самоход отойдет от нас метров на 70. Убираем швартовый и вот здесь, главное - одновременно и с одинаковой силой оттолкнуться от стенки, чтобы борт встал параллельно стенке. Заводимся и постепенно отходим под малым углом, уходя от стенки на середину. Задача не задеть стенку ни носом ни кормой – нужна сноровка. Вода в этот момент в шлюзе закручена и ходит из стороны в сторону. И ходит тем больше, чем меньше уважения капитана самоходки к тем, кто остался в шлюзе. Почему-то питерские самоходы все делают очень аккуратно, а другие….
Выходим из шлюза - святое дело, сообщить дежурной по рации - "Спасибо за шлюзование", а в ответ услышать приятное - "Счастливого пути !!!" Ну вот и г. Свирьстрой. Сразу за шлюзом направо - к берегу. Тут штатная стоянка – магазин в 20 метрах.
На заднем плане - УЛИСС - не раз упоминался а "Катерах и Яхтах"
Кэп в магаз и обратно
Топаем далее. Место широкое. Погода классная. Время навалом. Но пройти мимо реки Яндебы (87-ой км р.Свири) было бы просто не уважительно.
В 15-00 мы на Яндебе - швартуемся на свое место. Здесь также может стоять 3-5 питерских посудин.
Фотки 2006 года
Хорошая приветливая и глубокая (5-6 метров) речка. Хорошее укрытие от непогоды. Есть источник кристально чистой воды, но работает только при низком уровне в реке. Найти не сложно - первая заводина при заходе - с правого борта. Вода из этого источника с прошлого похода хранилась на катере и - на май 2009 года такая же кристально чистая - никакого осадка - пил без проблем.
А непогода здесь бывает - по полной. В прошлом году ночью была гроза - молнии били через 15-20 секунд и так часа 2 без остановки. Свирь в этом месте широка и раздувает так, что лучше укрыться.
Выпускаем Матроса на волю – в леса. Освоился мгновенно – прошлый год проторчали здесь весь поход.
Фотка 2008 года
Первая мыша
Вторая...
Охотился до 22-30. Сразу отходим от берега, чтобы не успел снова сигануть на берег и - на два якоря.
9 августа 2009 года - река Яндеба
Стартуем в 12-25 - на малом выходим из Яндебы. На выходе приветствуем КиСа (Игорь и Людмила) - отличный тихоход на базе клепанного ботика, двигатель 4Ч. Аккуратно по Свири (глубина 1-3 метра) доходим до судового хода. Вышли на судовой и … - вперед. Слева Мандроги – также может стоять несколько питерских посудин. Теперь там есть ферма - можно попить молока.
Чуть выше справа музейная искусственная деревенька Мандроги. Всегда 2-3 беляка ошвартованы. Построена буквально на пустом месте. Эта забава для иностранцев. А нам далее....
Хотя была вот такая деревенька 100 лет назад - МАНДРЫГА, только где она была ? (http://www.veinik.by)
От шлюза до шлюза 40 км. Река узкая и почти все берега застроены. Встать на ночевку проблемно и стараемся пройти этот участок побыстрее.
Вот и г. Подпорожье - Верхнесвирский шлюз. Опять запрос-ответ. И … - повезло – проходим сходу и шлюзуемся одни. Этот шлюз значительно больше. Помещается две самоходки и еще остается место.
Отшлюзовались. Выходим и топаем далее, то на крейсерском, то на малом. Далее Свирь широка и глубока. Простор... Вода становится чище, более прозрачна. Справа остается река Киселевка – возможное место ночевки.
Подруливающее утройство.
Далее слева - деревня Пидьма. Перед Пидьмой справа Шелтозерко - очень хорошее место для закрытой стоянки - глубина 5 метров.
В Пидьме отстроилась (не были 2 года) обалденно красивая церковь - Церковь во имя Преображения Господня. На том же месте, где и была ранее в 19 веке. Хороший спонсор svirskie_ogni наш человек в сенате
100 лет назад (http://www.veinik.by)
Жмем дальше. Справа Плотично. Погода классная – слабый ходовой ветерок. И вот он Ивинский разлив. Бывает коварен при северных ветрах. Да и при хорошем западном – не кисло. Наш нелюбимый на Свири Ветер – это Юго-Запад. Дует против шерсти. Волна крутая и высокая. Но сейчас… - божья благодать. Проходим на Ура…. И в 18-20 встаем на свою стоянку в заливе Ванзее (190–й км Свири). Там никого. Встретили Володю на «Багире» – уже шел обратно. Приходит каждый год именно сюда – ностальгия. Ходил еще малЫм сюда с батей. «Багира» хороший тяжелый тихоход – водоизмещение 16 тонн. Однако…. Не наша весовая категория…. До Батюшки-Онего рукой подать - осталось 30 км.....
Но !!! Если кто думает, что Онежский канал - наша конечная цель, - ошибается !!!
Проток Ванзее – вода чистая, почти Онежская, но ее пить не рискуем. Как-то хлебнул забортной водички перед Ивинским разливом (да лет 25 назад), и потом понял, что напрасно – денька два помучался. Пьем только из Онего.
Здесь уже можно и рыбу половить.
Матрос Андрюха в 2002 году вот столько вылавливал здесь за два часа. Но нифига не клевало. Ловлю только на удочку. Спин кидать уже как-то не тянет. А вот посидеть с поплавочной удочкой доставляет удовольствие. Правда, если нифига не клюет, то и сидеть ни к чему.
Не клюет.... Иначе половить не даст. Готов снять рыбу вместе с крючком. Хороший клев - матроса в кутузку.
10 августа 2009 года - р. Свирь Проток Ванзее
Подъем в 9-30.
Нравится одежда в клеточку... Но, - только одежда... :-))
Небольшая профилактика колонке – как всегда, пружинки – ржавеют и ломаются.
Старт 14-00. Топаем по судовому ходу. Хотя можно и срезать, но ни разу там не ходили. Уж больно много торчит пеньков.
Вот уже и Красный Бор вдали. Радость неописуемая. Все родное, - не были 2 года.
Решили в Красном Бору зайти в магаз - метров 20 от берега. Мосточки все такие же. А хлеб какой.....
Вот такой контраст – старенькая метла с Хондой. Да… Теперь это нормально.
Лодочные гаражи
Только затарились и разместили все в катере, как такой дождь ливанул, но не надолго. Дождь – это в путь.
Батюшко-Онего дает добро !!! До Вознесенья несколько километров.
Ну здравствуй Батюшко-Онего !!!, Здравствуй Вознесенье !!!
Вот и снова мы у тебя в гостях !!!! У Р А !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Пристаем к нашим дежурным мосточкам, но нет ничего вечного. И если никто не прикладывает усилий, то…..
Опять магаз, - не только Кэп, но и я делаю рывок. Итак затарились надолго. Ведь в Вытегру мы теперь не заходим.
Следующая задача - надо озаботиться едой для УЗАМа. Подходим к Онежскому каналу.
Вот это бывшее здание ГИМС...
Подходим к лаве. Все на месте и лава и памятник, только лавочника нет. В проход не пролезаем по ширине сантиметра 3-4. Уже ни раз пробовали, ну попробовали еще раз. И, как ни странно, ничего не изменилось – не проходим и все тут.
Памятник к открытию Онежского канала
Тот же Памятник, но - 100 лет назад (http://www.veinik.by)
Вознесенье 100 лет назад. На месте мостика сейчас лава. Интересно сфотать точно с этой же точки. (http://www.veinik.by)
Вознесенье - 100 лет назад - то же самое место, где мы сейчас стоим у лавы. :-))
Вознесенье - 100 лет назад. Вид правее памятника.
А сейчас это же место, но снято с другой стороны.
По лаве постоянно топает народ за онежской водой. Кто на велике, кто в руках, кто на тележке.
Ждали 1,5 часа. Так нифига и не дождались. Ну нет лавочника и все тут.... А выход на заправку далее километра 2 по каналу. Ну не торчать же до темна.
20-00. Принимаем решение - идти по Онего до протоки в канал – далее традиционно встреча с Батюшкой –Онего, а заправку отложим на завтра – правда придется вернуться назад по каналу километров 5.
Вот и простор. Батюшко нас ласково встречает. Топаем до протоки. Точка на GPS есть, только вспомнить под каким именем занесено. А проскочить можно запросто, что было и не раз. С Онего проход совсем не виден.
В 20-30 мы на месте. Встреча, так встреча. Все как положено.
Достается для этого дела припасенная баночка красной икры.
Но все равно: - первая (не бутылка конечно, :-)))) а треть стопарика) за двигатель, - вторая за колонку, - третья за катер. А далее свободные тосты. Сейчас - за Батюшко-Онего. Традиционно и ему малехо плюхаем, но не много, чтобы не захмелел и сильно не бушевал. :-))
Местные ребяты звали нас купаться.... Потом хотели удивить щукой, но таковая не попалась...
Посидели…. Вот отсюда начинается свежий, наполненный силой, ВОЗДУХ, ВОДА - нет слов. До штатного места стоянки 50 метров. Входим в канал. Вперед 30 метров и слева хорошая заводина.
22-00 - два якоря по местам и, как обычно...
Смотрю - по каналу идет яхточка из Вознесенья. Ба…. – «ПинтаА» питерская. Догнали.... и, т.к. уже стемнело совсем, то также встали на ночевку в километре от нас. Куда ж они путь держат?
11 августа 2009 года - Онежский канал
Подъем в 10-00. В 13-30 топаем обратно по каналу на заправку.
Вот и слип, знакомый Питерской мотолодке. Причаливаем к мосточкам, две канистры в руки и на заправку – метров 250.
Все как обычно, по пути подпитался малиной. И заправка на месте – заливаю 2 канистры и с остановками дотягиваю до канала.
Но одной ходки мало. Второй рывок и, - попал….
- бенз не наливают - слив из бензовоза, и далее…
- бенз не наливают - ремонт колонки.
Ну, просто балдею…. Да…. только в 16-00 завершил вторую ходку. Далее третью, и наконец последняя - с одной канистрой. В результате на борту 2 бака (100 литров) и три канистры (60 литров)
Итого - отошли от мостков в 16-30.
Топаем по малу. По каналу газовать не охота, да и топляком можно угоститься. Погода отличная.
Места.....
Без отрыва от процесса....
А вот таким был канал 100 лет назад. (http://www.veinik.by)
А вот это что ? Как думаете ? Подпись под фото – Спасательная станция на Онежском канале. Смотрите как аккуратненько уложены бревнышки. (http://www.veinik.by)
И только потом до меня доходит:
– Да это же ЗАПРАВОЧНАЯ станция !!!
Вот эти бревнышки и есть топливо для пароходов, считай по нашему – билайнеров того времени.
Вот он Билайнер того времени (кроссовок) - ЗАРЯ - 100 лет назад (http://www.veinik.by)
А вот это пильщики. Сразу видно – профи. Но как все аккуратно….. (http://www.veinik.by)
Потихоньку топаем дальше.
Вот и Жабинец (инфа названия от Стаса - Пузырь 67).
Потихоньку разрастается Жабинец…
Еще немного и вот оно любимое место-стоянка питерских тихоходов. Три, а то десять посудин ошвартованы у берега. Располагаются капитально. Тихоход это же настоящий дом. Для рыбалки – тузик. А дом и есть дом – всегда на приколе.
А вот и место Гангута – классный был тихоход - вот тот сарайчик с оторванными досками - за этим белым тихоходом - буквы на домике уже отвалились. Традиционно – даем очень длинный гудок.
Дед с бабулей уходили в мае и приходили в октябре. Все так было у них классно обустроено. Даже огород был. В Питере базировались в клубе «Нева». Да…- это теперь в глубоком прошлом.
Тут же недалеко видим яхточку «ПинтаА». Куда же все таки они путь держат? Подлетаем. Вопрос-Ответ. Оказывается они уже достигли своей цели. А мы то думали – развернут паруса и по Онего-Батюшке. Ан нет….
Топаем далее... Красота....
А вот это место должно быть знакомо Питерской мотолодке – будем теперь его называть – «Место Стаса»
Тут же рядом...
Вот уже и Мегрское озеро. Глубокая протока в Онего.
Вот здесь кончается Ленинградская область и начинается Вологодская.
И вот далее уже почти не встретишь питерского водномоторника. Доходят до Онежского канала - и все. Нет, ну я конечно не говорю о автоводномоторниках с катерами на тележках или резинками в багажниках. Этих наверное можно встретить и на Северном полюсе. :-)) Сколько уже ходим в походы – по пальцам можно пересчитать питерских катеров на Онежском озере.
Далее идем совсем на малом – масса черноголовиков - стражей канала –ТОПЛЯКОВ. Аккуратно проходим, лавируя между ними. Еще немного и вот она - наша штатная стоянка в протоке. Ищем наше место – носом в берег и якоря по местам.
Теплое место....
Дожимаем остатки красной икры – дабы не испортилась. Отдаемся воспоминаниям, как матрос Димка поймал здесь хорошего язя. А матрос Андрюха в свои 6 лет сидел с круглыми глазами – второй раз видел, как ловится рыба. Первый - в протоке Ванзее – восторгу не было предела.
Да, на фотке в крышке от примуса - спиралька от комаров - отличная штука. И кутузку матроса хорошо видно.
Ох и хороша дальневосточная икра на Онежском канале.... :-))
Далее, как обычно – немного отходим от берега – пара якорей и ночная раскладка.
12 августа 2009 г – Онежский канал – протока
Подъем в 10-00. Топаем далее.
Вот и река Мегра пересекает канал – опять строй топляков.
А вот уже и наше место.
Обязательная остановка с купанием, не зависимо от погоды. Здесь канал отделяется от Онего узкой полоской в 10 метров .
Фотка 2002 года
Фотка 2002 года
Катер стоит на канале в защищенном месте.
Якоримся и нОгами голяком на Онего.
Купаемся конечно в чем мать родила. Но вода холоднющая – забег - несколько окунаний и обратно. А бывает и теплая, но это в июле – вот тогда и поплавать можно. Но вода…. Такой воды нигде на трогал.
Достаем вспомогачь - «Ветерок-8» - пора повесить его на законное место. Попытка сходу завести не прошла. Да что за дела ?
Откручиваю свечи, промыл, подсушил, залил немного бенза в цилиндры. Чих-пых завелся, но снова заглох. Повозился немного. Ну что же – диагноз - система топливоподачи: шланг – бензонасос- карбюратор.
Уже 20-00. Решили сильно не упорствовать, здесь заночевать. А проблему будем завтра решать. Пусть мозг на автомате решает проблему на подсознании.
Если встает проблема и ее надо решить – не надо упорствовать и биться головой о стену до изнеможения. Отойди, отвлекись. Мозг принял задачу и работает с ней – не мешай ему. А через некоторое время – ап…. и решение найдено.
Это так - правило жизни. ну а, сейчас конечно это не проблема, а просто небольшая заковыка. Отходим метров на 5 от берега и встаем наискосок на якоря.
13 августа 2009 года - Онежский канал (Тринадцатое однако)
Подъем в 10-00. Голова озабочена Ветерком. Но последовательность действий ясно выстроена. В кокпит его. Шланг проверен до того, бензонасос – элементарная штуковина – прочищен и на место его. Ну что же - последний – карбюратор. Разбираю и нахожу маленькую сопЕльку – маленькая эдакая грязкА. Собираю. Все по местам. Вспомогачь обратно на транец. Рывок….. И… запел… заработал как часики. Вот так !!! Знай наших….
Конечно, возможно он не будет использован, но когда на транце вспомогачь и ты уверен на 100%, что он не подведет, то спокойнее себя чувствуешь.
Ну что же, - еще раз искупались, посидели…. И - в путь. Да вот еще, почему мы не спешили. Не хотелось 13-го отдаваться Батюшке-Онего.
В 17-00 отошли от места стоянки.
Далее небольшой поселок Черные Пески.
Еще немного и вот она лава – единственная на Онежском канале. Но здесь никаких расписаний. Здесь душевные люди и откроют специально только для тебя в любое время. Только постучи и скажи.
Вот эта лава очень хорошо обустроена и приводится в движение не тросами, а гребным винтом.
Проходим….
Далее топаем по каналу до широкой протоки в Великое озеро. А ранее топали до конца канала в р. Вытегру. Потом поднимались до г. Вытегра. Там опять заправка, магаз. Но заправка там далековато – надо брать машину, - стоять, как идиоту у моста и махать рукой – «подвези до колонки и обратно, да еще два раза», а все мчаться мимо по своим делам.
Вот ранее - годах в 80-х, была заправка прямо у воды от нефтебазы и работала там очень приветливая бабулька. Мы ее прозвали бабулька-пирожок, уж больно была похожа на только что испеченный пирожок. Но закрыли потом эту заправку. А ведь была, пожалуй, единственная заправка прямо у воды.
Лет пять назад решили, а зачем нам ходить в Вытегру. Затариваемся по максимуму в Вознесении, а далее уже на Онего. Ну теряем в запасе бенза немного – не беда.
Вот и она – протока в Великое Озеро. В озере берем курс по GPS - не доходя до протоки в р. Вытегру – вот они наши тростники.
Залезаем полностью. 18-30. Два якоря по местам.
Посидели малехо. Ну что же - завтра на изготовку. Если Батюшко пустит, то завтра отдаемся ему полностью. Но, бывало, сидели и ждали погоды дней 5.
Помню, как первый раз подошли, - просидели 5 дней, - подумали, что ходить по морю Онего – это не для нас – развернулись и пошли в обратный путь (1977 год вроде-как). Вот такие были глупари….
Фотка 2002 года. В протоке - ждем у моря погоды...
14 августа 2009 года
Всю ночь и утро слушали ветер. Неспокойный сон…
Встали в 11-20. Вроде как можно идти. Даже не верится. Быстрый подъем и старт. Доходим до протоки. И, не спеша, топаем по ней. Протока соединяет Великое Озеро и устье реки Вытегры. Узкая, глубина – 2- 3 метра . По берегу кое-где внутрь протоки завалены деревья – аккуратно обходим. Вот и река Вытегра. Река не широкая, но суда ходят плотно и самоходки и беляки всех размеров. Тут надо крутить головой. Еще раз смотрим на Батюшко-Онего - и так и эдак, и в бинокль. Примет? Или нет?
Ну что же – Дает Добро !!!
Выходим !!! Ох, как непривычно выползать на полный простор - внутри что-то екает. Проходим каменный мол. Еще немного. Поворот направо градусов на 40 и вот он вдали – АНДОМСКИЙ МЫС. Держим курс на него. Постепенно выходим на крейсерский режим.
Вглядитесь в очертания мыса вдали.
А теперь гляньте сюда... Он, это он… Ну, точно он. Вдали Андомский мыс. 100 лет назад. (http://www.veinik.by)
И река это - Вытегра. Серега из Вытегры, А... ? Как ? – похоже ?
Пароход колесный пассажирский - «Шексна». Вот он – прародитель нынешних беляков. И запас «твердого топлива» рядом.(http://www.veinik.by)
Посмотрите на матросов в шлюпке - все в жилетах... (http://www.veinik.by)
Очень интересный очерк «Свирские лоцманы» передает дух того времени – там упоминается этот пароход.
Этот "Билайнер" рядом уже похоже более современный - колес не видно. (http://www.veinik.by)
Вот как зарождались в России - Первые речные пароходы - "Судно с печкой " :-))
Топаем вперед – главное точно держать курс. GPS помогает. Мыс почти не приближается, но знаю, что это только кажется.
От Андомского веет эдакой мощью – ГЛЫБА - пронзает время. На верху не кустики, а вековые ели.
Дошли до середины мыса.
12-00.
Потихоньку начинает раздувать, но баранов еще нет. Сразу за Андомским – река Андома. Если что, то туда можно нырнуть и скрыться. Но если потом раздует и раздует надолго, то сидеть там будет тоскливо.
Следующий мыс – мыс Муромский. Решили идти не напрямки, а по дуге – наверное стареем – хочется к берегу прижаться. Но все равно шли по глубине 21 метр , а от берега километров 7. Но, с другой стороны, если идти напрямки, то попадаешь на пузырь - на водный конечно, а не на Пузырь67. :-)) А на пузырь надо сначала забраться, а потом спуститься. Спускаться всегда приятно, а вот на «забираться» - теряешь скорость и расход больше. Вода же не бывает ровной – ветер гоняет пузырь то в одну, то в другую сторону. А можно назвать этот пузырь очень длинной волной….
Ну вот уже виден МЫС МУРОМСКИЙ. Ближе и ближе. Но и волна все больше и больше.
Вот и мыс… Обходим аккуратно метров за 200. Внизу луда – каменюки, да еще какие….
Ближе к берегу – Ни-Ни. Лучше подальше отойти. Эхолот-помощник выручает. Перескакиваем метрах на 3-4-х. Луда пройдена. 13-20.
У Р А !!! Дошли !!!!
Не смотря ни на что. Радости нет предела - не были 2 года !!!
Традиционно адмиралтейский с носа. Однако - качает не слабо. Добираюсь обратно с носа в кокпит - почти на четвереньках. И….. Вот оно - начало праздника…..
Между делом все тщательно рассматриваем в бинокль. Мыс на месте, Монастырь на месте - потихоньку отстраивается. http://eparhia.karelia.ru/mmmnew.htm
Но было то как.... А... ? ( http://eparhia.karelia.ru/mmmnew.htm)
Вот здесь описана история Муромского Монастыря http://georfed.narod.ru/texts/Monastir.htm
А вот здесь интересные фотки http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=78054
Но качает уже совсем не хило. Надо уходить в укрытие.
И вот она – рукой подать – речка наша Муромка !!!
Ранее для нас всегда было это место точкой отсчета похода по Онего-Батюшке.
Отсюда уходили и всегда возвращались на обратный путь.
Подходим к речке нашей - Муромке. И… вот она – частичная защита от цивилизации. Бар – песчаная мель преграждает путь, через которую идет слабый накат. Ну только-только перелезть на кастрюльке.
Глушу мотор, поднимаю колонку. Проходим толкаясь веслом. Не знаю как Билайнер, а тихоход этот бар не пройдет точно. Рядом резинка с Ямахой вспахивает песчаную целину бара – проверка на прочность японокрыльчатки. Это красно-рыбаки, или троллингисты….
Вот мы и в реке. Бар виден на заднем плане. Посидели немного, погуляли по песочку.
Смотрю..... и балдею – земля уже закреплена.
Туристы-троллингисты.
Туристы-водномоторники. Осмотрели монастырь. Человек 7 на этой резинке. На транце - Яма 80.
Потопали к Бесову Носу. Но прижимаясь к берегу....
И вот далее описывать все красоты – где и что…. желания как то нет. Чем интереснее напишешь, тем жди большего наступления цивилизации…. Так что не обессудьте…
И пошли мы далее по своим любимым местам.
И поползали с большим удовольствием весь отпуск и под мотором и на веслах. Не привыкли долго торчать на одном месте.
Из грибов повезло только с волнушками. Черника, любимая моя ягода, - традиционно. Рыбы, как всегда, КЛЕВАЛИ – да, действительно клевали, т.е. не надо сидеть часами и ждать поклевки.
Люблю ловить на удочку, а также окушков-хичников на подергуху.
Фотка 2006 года
Спин даже не разу и не закинул. Сетками не ловим и не ловили никогда. И красную рыбу не ловили. Да… - вот так - на Онего и, - не ловили.
Многие скажут:
– Зачем идти на Онего, если не ловить красную рыбу ?… Или
– Что там еще делать, как не ловить красную рыбу ?.
Дык вот Батюшко-Онего хорош не только красной рыбой….
А ловили обычную простую рыбу на удочку. Белую на еду, а окушков онежских традиционно вялим.
Вот такую присобу соорудил. Можно вялить на малом ходу.
Фотка 2005 года - одно из наших любимых мест
Были встречи со старыми онежскими другами, Николая не видели 2 года (жаль не фотал, а только снимал на видео) – обеспечил он нам 5 канистр бенза прямо к месту – огромное ему спасибо - хватило на весь отпуск на Онего. Посидели – поговорили.
Купались конечно – забег и обратно. Ну где еще рыбы будут щипать за ноги, во время купания, в надежде подпитаться.... Стоишь у берега, а вокруг аквариум.....
Ночевка только на катере в тростнике.
Отрывались по полной – можно сказать окунулись в прошлое лет на 20-30.
Матрос к алкоголю относится ну... очень отрицательно...
Не любит холод, - ищет где потеплее...
Охотник знатный. Все привлекает и рыба за бортом также.
Ловил не только мышей, - один раз припер крота. Притащил гадюку живую, - хорошо, что углядели, - не успел в катер затащить. И как она его не укусила ? На второй день, смотрю – еще одну тащит. Пропадал по 2-3 часа в лесу.
КАЖДОМУ СВОЕ !!! :-)))))
Но и за ним была охота. Вот так – ты охотник, но ты же и дичь. Не хилый ятреб его присмотрел - отслеживал нас постоянно. Рассматривали в бинокль – близко не подпускал. Ух, красавец – сидел на ветке корявой сосны. Нос крючком, в высоту около метра и размах - по метру. Враз мог бы схавать матроса. У нас на глазах утащил довольно солидную чайку. Но матрос востер – его голыми цапалками не возьмешь…
Лес, при первом заходе, проверяет тебя – враг или друг ? Прямо чувствуешь, как смотрит и изучает. При последующих заходах уже привыкаем друг к другу и такого ощущения нет.
Да и места не скажешь, что совсем дикие, человека иногда можно встретить. Сейчас, правда, чаше и чаще…
Но как-то раз, это еще с матросом Андрюхой было. - Идем по нашей лесной дорожке - собираем грибочки.
Фотки 2003 года.
Чую носом – запах не тот – ну как будто вошел в лесную избушку. Говорю:
– Андрюха, что-то «дОмиком пахнет».
Топаем далее и, - вдруг вижу за поворотом, в 50 метрах - ну такой симпатичный маленький мишка – ушки, как на картинке. Вроде как нас не видит, но глаз косит.
- Андрюха, говорю, айда поближе подойдем – посмотрим. И тут что-то такое пошевельнулось рядом с мишкой. Ну что-то…. - значительно больше мишки.
- Не, Деш, сказал Андрюха – валим побыстрому. И точно, - думаю, - ноги надо уносить. А то не мы, а нас будут изучать… :-)) Тихо-тихо потопали обратно…. Именно потопали, а не побежали. Так вот, - была это мишкина мамашка.
Видели после их следы. Да… У мамашки след раз в пять поболее мишкиного. У мишки три прыжка – у мамашки один шаг. Вот такие дела….
Погода стояла отличная и держалась довольно долго.
И цивилизацию посещали. На предмет подкрепиться и наживки для ловли.
И дождичек не сильный поливал маненько.
Традиционно - припасенная баночка крабов - съедается на крайней - самой дальней точке похода !!!
А уходить, ну никак не хотелось. Это, как обычно, можно сказать - традиционно.
И вот - чувствую последний день – надо сваливать.
Ну, как оторваться ? Да и рановато еще.
И что ?.... - чуда не случилось. Закочегарил Юго-Запад, да еще какой.
- Ну вот…, теперь идти уже поздно… - говорит Кэп.
- Конечно поздно. И, довольные, сидим дальше.
Но хлеб и пиво – постепенно кончаются. Сначала пиво.
А потом и хлеб.
Или снова идти в цивилизацию ( 20 км ), но тогда не хватит бенза на обратный путь и придется его добывать или ни куда не ходить и ждать у моря погоды. Сидим и ждем, - Батюшко разбушевался не на шутку. Дует – даже окон нет. Да при таком ветре и окно не спасет – волна не успеет улечься.
И, - вот ОНА - Первая тихая ночь.
Луна полная – светит во всю. Звезды… Частенько полог не закрывали, лежим и на звезды любуемся.
5 сентября 2009 года
На утро не верится – гладь – только немного ходят старые волны.
Идем ??? !!!
Смотрим на поверхность в бинокль, - а старые волны не такие и хилые.
Посидели, помучались – идти или нет. На юге – куда и топать, - тучки ходят.
- Нет, говорит Кэп – Не идем !!!
- Ну смотри, говорит Боцман.
НЕ ИДЕМ !!! Все – РЕШИЛИ !!!
А к вечеру опять так раскочегарило – мама не горюй.
Значит – БЫЛО ОКНО, но НЕ НАШЕ ОНО…!!!
Ну что же, - сидим – ждем, слушаем ветер, наблюдаем наш барометр. А между делом отдыхаем далее…..
Последний кусочек....
Облюбовал местечко...
Пришла наконец и вторая тихая ночь. Чую – это наш вариант.
11 сентября 2009 года
Подождали немного. Раздува нет. Подъем в 8-00. Ход на выход.
Батюшко-Онего дает добро !!! 8-30
Объявляется походная раскладка №1. Все отработано. Каждый делает свое дело, не мешая другому. Заправляю один бак под завязку, чтобы с запасом. Прогреваем двигатель. Надо преодолевать бар, но идет неплохой накат.
Ну что же, - трима нет – бороздить песок винтом нет желания - принимаем решение - выходить на веслах. Глушу движок, поднимаю колонку. Открываю люк, как на Прогрессе и на весла. Гребу – без проблем.
Доходим до бара. Полный абзац. Сели на мель, а накат не дремлет и пытается вовсю развернуть нас бортом. Сидим по полной. Работаю веслами по песку – и, - ни с места. Перемещение тела Кэпа по кокпиту ничего не дает.
СИДИМ !!! Так может и вертануть.
Что делать ? – сигаю, в чем есть за борт, разворачиваю катер и тащу через бар пешком. Уже почти по грудь. Залезаю на нос - опять на весла и интенсивно отгребаюсь. Волна остаточная еще не слабая. Снимаю всю мокрость. Резинки полные воды. Одеваюсь по быстрому – сентябрь – не июль. Колонку - вниз. Завожу движок.
9-45. Все по местам. Матроса из кутузки на волю. Традиционно кидаем монетки. На среднем доходим до луды, переходим ее и постепенно выходим на крейсерский режим. Краем глаза наблюдаю за юго-западом. Дует…, но не раздувает.
Ну, что же – Вперед !!! – Легли на обратный курс !!!
И опять впереди Андомский мыс. Волна средняя, но ходовая. Катер то завязнет, то залезет на волну - садится и бегом. Больше газовать не рискую. Идем на крейсерском 3800-4200. Решили поближе прижаться к берегу. Идем на 10-15 метрах – движемся по дуге. Вот уже и видна река Андома.
Слева метрах в 100 остается троллингист на резинке. Не раздувает – барашков нет. Юго-Запад дует с постоянной силой.
10-47. Огибаем Андомский. После прохода середины мыса проскочили 3-х метровую глубину. Эхолот вовсю помогает. Андомский пройден. Держим на вход в речку Вытегру, но прижимаясь к берегу. Показалась стройка века - база МЧС на Тудозере.
И тут вдруг ОПА - скорость резко падает. Да что за черт !!! Ну прямо, как в 2006 году.
Останавливаться желания нет. Топаем на малом. Мозг перебирает все последовательно.
В чем проблема ? Показатели в норме.
НЕ ПОНЯТНО !!!
GPS показывает - до цели 10 км. Медленно, но идем на 4-х метрах. На резервный переходить пока не к чему – скорость около 10 км/час, а на нем более 8 не дашь.
Баранов нет, но волна увеличивается. Вот уже 2 км до цели. Виден каменный мол, входной белый буй. Медленно, но топаем.
Вот и река Вытегра. Традиционно постоять в Онего у Вытегры уже не катит, да и волна не та. Кидаем монетки.
Заходим !!! Ух…., - дошли. Напряжение спАло, но радости на лицах нет.
12-17. Входим в протоку и в Великое озеро. Вторая лагунка слева – наша. Бросаем якорь.
Ну что же друг УЗАМ с тобой случилось ? Открываю створки – на взгляд все в норме.
Открываю расходный бак. ОПА !!! Пустой.
Вот те на… - сожрал за милую душу 50 литров, а прошли около 55 км.
Ну ты друг однако и жрать !!! Как кроссовок какой - литруха на километр !!!
А ведь говорила Кэп, залей и во второй бак на всякий случай – не залил.
Да…. , вот что значит не подружится с карбюратором. А он – Обжора-21073 явно требует замены жиклеров.
Принимаем решение идти в переменном режиме, а по каналу – на малых. Ну что же, - погода классная, опасности позади. Топаем далее.
13-00. Вот и Лава – проходим без проблем. И скорее в магаз – до него километра 2 – ведь на борту даже нет корочки хлеба и баночки пива....
18-00. Доходим до нашего места. Решили здесь и заночевать.
12 сентября 2009 года, Онежский канал
Подъем 11-00. Опять купание и не один раз.
Волна не хилая, кое-где барашки.
Вспомогачь убираем, сушимся, купаемся в Онего-Батюшке – все традиционно.
Местный ГИМС. От него местные разбегались с канала как тараканы и уходили через Онего.
17-00. Топаем далее. Погода налаживается. Солнышко. Ну так не хочется бежать. Доходим до нашей протоки – прошли всего километров 10. И опять привал.
13 сентября 2009 года, Онежский канал
Подъем и топаем далее. Погода - класс.
Развесили рыб – пусть посохнут малехо. Так с рыбами и топаем.
Вот уже и место Стаса. Посидели…
Как не хочется уходить, но НАДО. Традиционно гудок стоянке Гангута. Вот и Жабинец – проходим с рыбным иконостасом на корме. И…, вот она последняя протока. 18-00.
Эх…., прощание с Батюшко-Онего.
Он как раз угомонился.
Ну, как не охота уходить…. Как не охота прощаться. :-))
Далее все традиционно – кидаем монетки и - на ночевку рядом - в свою лагунку на канале.
14 сентября 2009 года, Онежский канал
Дотопали до заправки. 12-20. Бензом надо запастись основательно. Приняли на борт 5 канистр. На борту 2 полных бака (100 л) и 4 канистры (80л) – максимум возможного. Топаем далее. Вот и лава (выход из канала)– лавочник, и даже не один, на месте – проходим без проблем.
Вот и Свирь-Матушка !!!
Затарились продуктами. И потопали вниз по течению.
17-30. Наш Проток Ванзее. Ночевка. Немного наловили рыбов.
15 сентября 2009 года, р. Свирь, Проток Ванзее
Подъем 9-00. До того слушали ветер. Впереди Ивинский разлив – шутить не любит.
Но, проходим на ура !!! Погода классная – ветер слабенький. И далее, не спеша, топаем по Свири.
Вот и снова д.Пидьма и красавица церковь.
А вот эти участки с готовыми домиками продаются. У каждого спуск к воде.
У кого есть звонкая монета - ПОКУПАЙ !!!
Строится Пидьма.
Дотопали - река Киселевка (Хевронино)– до шлюза уже недалеко. Ночевка.
16 сентября 2009 года - река Киселевка
Стартуем. В 12-30 подошли к шлюзу. Встали за самоходкой. И еще одна посудина напротив нас – с водолазами. После спуска, смотрим водолаз пошел на погружение - оказывается ремонт шлюза часа на 2. Помахали им рукой и на выход из шлюза. 15-20.
Вот так выглядела шлюзовка в 2002 году. Снимал матрос Андрюха.
Кэп в шлюзе на швартовых. Фотка 2002 г.
А это рым. Фотка 2002 года.
Боцман на швартовых. Фотка 2002 года.
В 18-20 - мы уже на нашей речке Яндебе
17 сентября 2009 года - река Яндеба
И конечно, за хорошей погода следует плохая. Опять закочегарил Юго-Запад. Остались.
18 сентября 2009 года - река Яндеба
Подъем в 8-00. Волна в норме. Топаем.
11-00. Встаем у шлюза.
И вот здесь ни в коем случае нельзя подходить к закрытым воротам во время спуска – «интересно посмотреть, а что там ?». Затянет вместе с лодкой и раскатает в блин.
12-20 вышли из шлюза. Далее Лодейное поле. При подходе к месту заправки на борту 1/3 бака (16 л) и 2 канистры (40 л). До реки Сязи дотянем. За бензом не пошли. Вот и Свирь кончилась. …
Традиционно – прощание со Свирью. Как раз напротив входа в канал.
А мимо…. проходили самоходы…..
Ночевка - на канале в нашей лагунке перед Загубьем
19 сентября 2009 года - Новоладожский канал, около Загубья
Подъем в 8-00. Уже холодновато, да - просто холодно. А рано вставать как не охота.
Но надо. До лавы 3 км, а открывают в 9-00.
Проходим, и на 157 км канала. Тут будем стоять, гулять и отдыхать.
Оч. хорошее местечко кто-то после себя оставил. Все чистенько и аккуратно.
Может кто и узнает свою стоянку !!!
И сосенки молодые рядом срубленные лежат.
20 сентября 2009 года - Новоладожский канал 157-ой км
Подъем в 10-00. Проходим лаву в Вороново
Мост в Вороново
И вот она - река Сяcь. Здесь последняя заправка. Взяли 4 канистры.
На борту 2 бака (100 л) и 2+2/3 канистры (53 л). Волхов-Батюшко пропустил, а бывает что и не пустит. Дотопали до Дубно. Ночевка.
21 сентября 2009 года - Новоладожский канал, Дубно
От Волхова шли на крейсерском и, как выяснилось, УЗАМ ненасытный все также не хило жрет горючку. Разбираться с незнакомым карбом в походе ? Не… - лучше не надо.
Топаем на малом. Вот и лава в Черном пройдена.
Заправка продуктами и топаем далее.
Вот такие домики попадаются.
Борт журнал.
На вахте...
Кобона. Встаем на ночевку.
22 сентября 2009 года - Новоладожский канал, Кобона
Опять закочегарил Юго-Запад. Да такой, что бараны гонит по каналу.
Подъем в 10-00. Дотопали до Назии. Ночевка на реке Назии между каналом и Ладогой. Отошли от берега метров на 5, чтобы Матрос не сиганул на берег. А ночью, - ну такой сундучина встал рядом. Буквально в 3-х метрах.
- Да что за дела ?
- Места мало что ли ?
Потарахтел своей электростанцией часа 2 и затих. Ветер кочегарил и ночью. Что-то Юго-Запад в этом году разгулялся.
23 сентября 2009 года - Новоладожский канал река Назия
Просыпаемся в 5-00. Туда-сюда. Нет Матроса. Пропал.
Свалился в воду с колонки ? – судороги, и - унесло течением ? Крысы уперли ? Не видно нигде. Подтягиваюсь к берегу. Вышел в трусах и сапогах – бегаю по траве. Ну нет матроса.
Может на сундук соседний занесло – не видно. Походил, позвал. Нет и все тут. Вернулся в катер, - лежим… думаем, вспоминаем какой он был хороший….
Через час слышу топает по носу. Вот он – Матрос. Явился. Выходит сиганул на берег в самоволку – прыжок в 5 метров. Вот что поход с Матросом делает….
Ветер дует сумашедший. По каналу-то конечно дойти до Невы не проблема. А дальше что ? Сильный Юго-Запад так Неву качает – мама не горюй. Решили уйти с открытого места и перебазироваться в канал – в тростнички.
24 сентября 2009 года - Новоладожский канал, Назия.
Подъем в 9-00. Топаем вперед. Километров 10 прошли. И за очередным поворотом канала такие волнишки с баранами…, - ого-го. Повернули обратно в Назию - на свое место.
25 сентября 2009 года - Новоладожский канал, Назия
Ночью посетила гроза. Тукало почти рядом - на 1-3 секунды. Т.е. метров 300 от нас.
Ну что делать? - ветер дует. А…. решили сходить в поселок Назия.
Опа – на бумажный крючок словили у рыбаков очень хорошего леща.
Он только что прибыл ближайшим рейсом из Ладоги. :-))
Нашли магаз. За первым мостом налево. Остановка перед малым мостом старого канала. Бенза не нашли.
И опять на канал в тростнички.
Защита от ветра – 100 %. Солнышко. Разделись. Загораем.
Подготовка...
И матросу немного перепало...
А это уже Кок...
А мимо… проходили катера…
Пошла работа....
Ожидают очереди... Поели знатно - скрасили ожидание спокойной погоды.
26 сентября 2009 года - Новоладожский канал, Назия
Подъем в 9-00. Ветер стих. 11-50. Вперед.
11-50 вышли из канала – оп – знакомый ГИМС. Как всегда на посту.
Тормозит. Проверка. Все в норме.
И оказывается здесь - буквально через 100 метров, у судоремонтного завода - ЗАПРАВКА ПРЯМО НА ВОДЕ.
И вот ГИМС, думая что у нас бенз просто на нуле, предложил дотащить нас до колонки. О.. как !!! Значит отменяется Кировск, значит отменяется – «канистры в руки и в гору, а далее 100 метров туда-сюда на горбу».
А заправиться-то надо. До Питера можем не дотянуть.
Вот и до водномоторников дошла наконец цивилизация !!!
Как мы не заметили эту заправку когда проходили это место. Подваливаем к заправке. Два парня бодро нас швартуют. И дают в руки шланг. Вставляю в бак – и горючка течет хорошей струей.
Вт это да….
Может сон… Ущипнул себя – нет не сон.
Забиваю оба бака. Ребяты заполняют канистру. Вот это да… Хочется на радостях заполнить все емкости, но вовремя останавливаюсь. :-))
Минутное дело. Как же избалованы автомобилисты… А ?.... Для них это норма.
Теперь - полный вперед !!! Бенза хватит.
Вот и Питер, как всегда, прекрасен, но воздух просто убивает на ходу - родина наша !!!
Здравствуй Невский,
Здравствуй Кировский,
Здравствуй милая Нева,
Здравствуй шпиль адмиралтейский
И алей шумящая листва….
Ныряем под Литейный. Аврора на месте. Еще немного и вот она наша Карповка-река.
19-40. Прибыли !!!
Другам небольшое угощение !!!
Заняли свое местечко среди билайнеров.
Поход закончен !!!
Чей-то взгрустнулось…