06. ТРИМ для ПОК катера Амур-3 ( Амур-Д)
Итак, - задача - заделать ТРИМ для ПОК. Сразу скажу - пока в проекте.
Этот вопрос поставил и решил Кирилл (Амурный Сайт) и все описал здесь:
http://vl.motolodka.ru/personal/Kir/trim.htm Все прелести трима описал - штука нужная.
Как грится - бери и повторяй.
Но есть мысль заделать по другому. Принцип все равно тот же, а вот комплектация может быть другой. Подумалось... а почему не использовать комплектацию западных поворотно-откидных колонок.
Основные западные колонки :
1. OMC COBRA
2. VolvoPenta
3. MerCruiser
У всех принцип один и тот же: два гидроцилиндра и помпа трима, а вот комплектация разная.
Гидроцилиндры по конструкции:
1. MerСruiser
2. OMC
На старых Volvo такие же как и на OMC, на новых нет.
Помпа трима:
1. OMC COBRA
2. VolvoPenta
3. MerCruiser
Что же представляет из себя помпа трима?
Это:
- двигатель постоянного тока с реверсом,
- непосредственно сам насос – стоит под мотором,
- резервуар с маслом.
Выполнено в виде единой конструкции. Выход – два отверстия под фитинги гидрошлангов.
Двигатель, вращаясь в одну сторону, нагнетает масло в одно отверстие, - в другую – в другое. Все элементарно и просто. От двигателя выходит три провода. Один из трех - общий. +12 подается на один из двух других – вращение в одну или другую сторону. Но жрет этот движок… - конечно поменьше, чем стартер, но все равно не хило... Сколько именно ? – данных не нашел. Но в цепи стоит предохранитель на 110 А. Так что рабочий ток - ампер 30-50 есть…. Но это в рабочем режиме при подъеме тяжелых западных колонок. ПОК Амура поменьше весит. Может и жрать будет меньше. Хотя, если на ходу, то....
Чтобы управлять всей этой системой, надо иметь сильноточную коммутацию. А это - либо огромные кнопки. Либо ставим два сильноточных реле и управляем слаботочными кнопками – вот именно так и заделано на западных колонках. Схемка подключения проста и элементарна, но нужны сильноточные реле. Хорошо бы еще воткнуть датчик наклона колонки, но пока не будем усложнять… :-))
Исполнение помп трима
У OMC вся электроника (реле и предохранитель) вынесены в отдельный блок.
У MerСruiser и Volvo смонтированы тут же у помпы на кронштейне.
Помпа трима OMC начала 90-х годов.
Помпа трима VolvoPenta.
Помпа трима MerСruiser последних лет.
Теперь, - как соединяется помпа и гидроцилиндры ?
На корме катера крепится переходник, на входе которого два отверстия под фитинги гидрошлангов, а на выходе (за борт) четыре. Т.е. своего рода разветвитель. На разветвитель от помпы идет два гидрошланга. От разветвителя идет по два гидрошланга на каждый гидроцилиндр.
Вот он - этот разветвитель.
При подаче масла в одно отверстие гидроцилиндра – шток выходит, в другое – входит. Масло подается сразу на два гидроцилиндра. Если разобраться, то все просто и элементарно.
Для ПОК Амура, думается достаточно одного гидроцилиндра. Но это надо проверять…
Если будем ставить один гидроцилиндр, то можно обойтись парой гидрошлангов без разветвителя. Тогда тянем шланги изнутри через отверстие в корме к гидроцилиндру.
Начало уже положено. Почему-то более приглянулись гидроцилиндры от OMC COBRA. По фоткам показалось, что они покороче, чем у Меркрузера. И шток помощнее с тупым массивным кончиком.
Вот он гидроцилиндр от OMC COBRA
Нижнее отверстие под фитинг гидрошланга.
Верхнее отверстие под фитинг гидрошланга.
Не такая уж и компактная штучка….
Сделан, похоже, из силумина. Вес 2,6 Кг. А главное все приспособлено под задачу. Сделано для работы в воде. Примерять будем когда будет потеплее….
И еще один немаловажный вопрос.
Минус западных колонок - жесткое крепление гидроцилиндра к ПОК.
Трим на VolvoPenta. Это из новых - и гидроцилиндр оригинальный VolvoPenta.
Трим на Меркрузере.
А вот это трим на колонке старой конструкции VolvoPenta AQ. И колонка, похоже, откидывается.
При наезде ПОК с гидроцилиндрами - не откидывается - со всеми вытекающими последствиями. Да… Это минус. Но зато не нужна защелка при движении задним ходом. И реверс (задний ход) возможен при любом положении колонки. Но у ПОК Амура защелка уже есть. Так как же заделать так, чтобы ПОК откидывалась ?
Перебирал несколько вариантов и остановился вот на таком.
Гидроцидиндр помещается в алюм. трубу и жестко в ней крепится. Поверх него одевается еще одна труба, противоположный конец которой крепится к ПОК. Получается труба в трубе – соединение разъемное. Конец одной трубы крепится к цилиндру и раме ПОК, противоположный конец другой трубы к ПОК. Шток гидроцилиндра внутри второй трубы перемещается свободно и может ее толкать, при этом вторая труба перемещается по первой. Получается, – подъем есть и разъемное соединение есть. На задний ход сработает защелка, но только при опущенной колонке.
Во второй трубе можно просверлить несколько отверстий, чтобы, при резком подъеме, вода быстрее заполняла объем внутри трубы. С другой стороны - торможение заполнения водой второй трубы смягчает удар.
Вот такая идея. Может кто чего поинтереснее придумает…. А ?...
А может и нафиг это не надо. Заделать, как у западных, и все тут…
Варианты трима колонок - Видео
Примеряем гидроцилиндр
Разгребаю площадку у кормы
Верх освобожден от снега
И.... - вот она - колонка амуровская
Да... цилиндр явно великоват... моща однако...
Шток выдвинут максимально. Колонка поднята.
С другой стороны
Конструкция крепления гидроцилиндра мыслится другая. Какая ? - попозже... :-))
Помпа Трима
Вес 4,6 Кг
И... вот ОН - Полноценный Трим ПОК от Юрия Колесникова.
Использовались цилиндры подъема кузова Т-16
Штатная скоба заднего хода убирается и на ее ось ставятся направляющие для рамки по внутреннему размеру рамки.
У меня из фторопласта и прямоугольные. Но принцип думаю понятен.
На хомуте просто стоит крючок для заднего хода. Его ось на штатном месте мешает двигаться рамке. Стенка колонки тонкая, площадку под него наваривать не стал.
После испытаний все так и оставил, нестрашно повредить корпус колонки при резких рывках задним ходом. Если и оторвет крючок, то на хомуте.
Юрий: - Катаюсь так два года, - проблем нет.
Изюминка конструкции это рама к которой и крепятся гидроцилиндры
В отличии от западных колонок:
обеспечивается ОТКИДКА ПРИ НАЕЗДЕ в любом положении ПОК !!! !!! !!!
Если захотите приобрести готовую конструкцию, то можете не обращаться. Юрий изготовлением на заказ не занимается.
Вот отчет по его варианту тюнинга Амура