07. Измеритель уровня в бензобаке на базе датчика фирмы Wema USA
Задача: надежное устройство для измерения уровня топлива в бензобаках катера Амур-3
Бензобаки катера Амур расположены по бортам - 2 шт. по 50 литров
Высота бензобака - 415 мм - внешний размер.
Датчик
Для измерения уровня топлива в бензобаке катера Амур приобретен датчик Level sensor SSL16 фирмы Wema USA.
Датчики выпускаются с рабочей длиной от 4 до 60 дюймов.
Датчик куплен на аукционе eBay по цене 26 USD у Top-rated seller Bestfabinc - Wema 16" sending unit. У них цена значительно ниже, чем у фирмы Wema. Наличие на eBay можно отследить по ссылке.
Аналогичные датчики уже продаются и на нашем рынке - изг. Китай, но определенной стандартной длины. Надо помнить, что измеритель и датчик должны быть одного стандарта (см. далее).
Длина датчика выбрана 16" - 406,4 мм. Вес 300 г.
Что же из себя представляет этот датчик ?
Магнит-поплавок перемещается по трубке с зазором где-то в 1-1,5 мм - свободно болтается.
Поплавок
Трубка
Видимо, - серийный номер - выбит на торце снизу.
Как оказалось, - элементарная вещь, по трубке перемещается магнит-поплавок, а внутри трубки расположены герконы и набор резисторов. Трубка герметично закрыта с обеих сторон. Что же такое ГЕРКОН ? - два контакта в герметичной оболочке, исходно в разомкнутом состоянии. При помещении геркона в магнитное поле, контакты замыкаются. Вот и расположены они по длине трубки внутри. А поплавок магнитный, перемещаясь по трубке замыкает контакты одного из герконов. А дальше, - набор резисторов таким образом подключен к герконам и выводным контактам датчика, что при перемещении поплавка меняется сопротивление датчика.
Проведены замеры при помощи моего любимого тестера-головастика ТЛМ-4. :-))
Поплавок наверху - R=30 ОМ
Поплавок внизу R=220 ОМ
При перемещении поплавка сверху вниз, проведены замеры сопротивления - меняется скачкообразно.
R (ОМ) | 30 |
40 |
50 |
60 |
67 |
75 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
170 |
190 | 200 |
220 |
220 |
L (мм) | 335 |
337 |
313 |
287 |
267 |
250 |
230 |
205 |
183 |
160 |
140 |
123 |
104 |
80 |
60 |
40 |
19 |
4 |
0 |
Где:
R - сопротивление датчика,
L - расстояние от нижней поверхности поплавка до нижнего конца трубки. Скорее всего верхнее значение сопротивления - 240 Ом. Тестер показывает не точно.
Итого насчитываем 17 герконов на всю длину трубки. Вполне по силам изготовить такой датчик !!!
Дельта, - по длине момента срабатывания геркона, при перемещении поплавка сверху вниз относительно момента включения геркона при перемещении снизу вверх - около 10 мм.
Крепление датчика
Для крепления нужен комплект - 5 винтов и подковообразная шайба. В бензобаке сверлится отверстие под датчик и пять отверстий под крепление. Шайба, благодаря вырезу, заводится внутрь бензобака через отверстие под датчик. Далее аккуратно изнутри через отверстие под датчик заводим винты через эту шайбу и отверстия для крепления. Снаружи винты проходят в отверстия крепления и проходят через отверстия прокладки из бензостойкой резины. Резина должна удерживать винты от падения. Далее сверху аккуратно ставим датчик и накручиваем на винты гайки крепления. Герметично и надежно. На 100% течи не будет.
Индикатор
Указатель фирмы WEMA USA
Индикатор также куплен на аукционе eBay по цене 25 USD, но потом видел предложение и по 4 USD.
Наличие на eBay можно отследить по ссылке.
Вроде как все просто, - подключил и пользуй, но прибор заграничный и все-таки стоит денег, да и места много занимает.
Продолжение
Вынимаем бак. Предварительно не забываем снять с горловины резинку.
Заодно измеряем габариты бака.
Выбираем местечко поровнее
Бак левого борта. Сразу не въехал, что как раз над этой половиной бака проходят троса рулевого. Лучше бы на другую. Но поверхность в этом месте была более ровная. Немного отстукал поверхность молоточком через деревяшку.
Берем коронку на 32-33 мм и сверлим отверстие. Материал бака податливый и мягкий.
Диаметр отверстия определяет диаметр поплавка.
Примерка - видно, что часть пластины придется срезать.
Расстояние до дна - 415 мм. Длина датчика от нижней поверхности пластины 406 мм минус толщина резинки 3 мм. Итого 403.
Следующий по размерам датчик на 16,5 дюйма = 419,1 мм - 3мм = 416 мог бы не поместится. Так что длина датчика в 16 дюймов выбрана правильно.
Оттяпали кусочек от датчика. Одно отверстие выпадает и просятся еще два отверстия.
Первые три отверстия просверлены по месту. Датчик надо четко отцентрировать, т.к. верхний диаметр датчика 25 мм, а дырка 33 мм. Отцентрировать надо так, чтобы отверстия равномерно отстояли от дырки.
Просверлены еще два отверстия в датчике и по месту в баке. А вот сверлится пластина датчика не ах. Посадил несколько сверел. Сверлить надо на малых и с маслом. На сверление двух отверстий убил кучу времени. Что за сталь такая. Пробовал снять заусенцы своим фирменным шведским ножичком, так затупился враз.
Крепить датчик будем на винтах. Вариант на вытяжных заклепках сразу откинул - материал бака очень мягкий, резинка - прокладка не мягкая - нужна хорошая затяжка. Только болты и на гайки. Заводим болты изнутри пинцетом и на медную проволочку, чтоб не выпали.
Примерка и контрольная обжимка. После накидки гаек, проволоку убираем.
Встал как родной. :-))
Из резинки МБС (масло-бензо-стойкая) вырезаем прокладку. Резинка, давно правда, покупалась в Химресурсе. Сверлим по месту отверстия (сверло 3 мм).
Аналогично одеваем резинку.
Ап... и датчик на месте. Для возможности затяжки накручиваем сверху по паре гаек и контрим. Закручиваем нижнюю гайку относительно верхней пары.
Под нижнюю гайку ставим шайбу и шайбу гровера. Для надежности контрим гайку еще одной гайкой.
Ап... и один датчик готов. Примерил - если и касаются троса немного, то только макушек винтов.
Попутно меняем резинку на новую - старая разорвалась, для чего пришлось отбить кучу заклепок и поставить на натяжные.
Ап... и второй датчик на месте. Времени на второй ушло в два раза меньше.
Перед установкой датчиков и после, - промывал баки. Заливал литр бенза и крутил бак в руках. Затем сливал через сливное отверстие. Столько грязи вылезло.... У.... Только с третьей промывки бак стал более менее чистым.
Так что чаще промывайте баки !!!
Также прочищал топливную магистраль - трисиком распушенным с одной стороны. Тоже вылезло немало грязи. Особенно от бака правого борта. Там трубка длиннее до соединения на тройник.
Вкрячил прибор вместо ненужного тахометра. Через переходную пластину из стеклотекстолита.
Подсоединяем провода от прибора:
Красный на +12В
Синий - Общий
Черный на датчик
Есть еще два провода красно-белый и желтый.
Красно-белый - внутреняя подсветка красным цветом, желтый - желтым. Выбирай на вкус... :-)
Баки пустые, делаю тестовое включение - опа.... стрелка в крайнем левом положении и при включении даже не шелохается.
Катер стоит на воде с некоторым уклоном в нос, так обычно ведет себя Амур с некоторой носовой загрузкой.
Проверил тестером сопротивлние датчиков - 220 ОМ. Скорее всего 240 - просто прибор показывает не точно. Все проверил - стрелка стоит мертво у левого ограничителя и даже ни разу не дернулась.
Ну думаю, мерикосы подсунули не рабочий.... Замкнул провод от датчика на общий - стрелка чуть дернулась, но вправо не пошла. А, думаю, живой....
Начинаю заливать бенз в бак двухлитровой бутылкой.
И только где-то на 8 литрах стрелка дернулась и отошла от ограничителя. Опа... - жив приборчик.
На 16 литрах - вышла из красного сектора.
Видно, что все работает нормально. Далее можно ставить переключатель датчиков (обычный тумблер) и более точно можно протестировать на втором баке.
Вот и тумблерок на месте.
Панель в сборе.
Индикатор хоть и длинный, но не мешает открывать дверь шкафа (запас миллиметров 30-40)
Проверил на втором баке. Также заполнял бутылкой на 2 литра.
10 литров - указатель входит в красный сектор.
16 литров - указатель выходит из красного сектора.
Осталось причесать провода и дело сделано.
Роя инет, нашел три варианта стандарта изготовления датчиков и соответственно приборов к ним:
1. Американский стандарт R датчика = 30-240 Ом (30 Ом - полный бак)
2. Европейский стандарт R датчика = 10-180 Ом (180 Ом - полный бак)
3. Неизвестный стандарт R датчика = 0-190 Ом (190 Ом - полный бак)
Понятно, что датчик и пробор должны соответствовать друг другу.
При подключении европейского датчика к американскому прибору, мало того, что показания будут не те, но и показывать будет наоборот - при пустом баке - ПОЛНЫЙ, при полном - ПУСТОЙ.
27-09-11. После испытаний в походе.
Вот мы и вернулись из Похода-2011. Длился он 67 дней.....
По работе датчиков и указателя, - сказать почти нечего - все работало просто идеально. Никаких отказов. Никаких скачков указателя и дерганий стрелки. Все четко и плавно.
Грустно конечно смотреть на стрелку индикатора на ходу, когда она на глазах стремится к нулю. Хочется ее удержать на месте.... Но....
Конечно значения указателя несколько меняются в зависимости от дифферента, но к этому привыкаешь. А какая обалденная светодиодная подсветка индикатора....
Помогал указатель и даже очень. Не надо было лишний раз бежать на бензоколонку. Запас бенза на борту был более рациональный. Примерно можно было прикинуть расход топлива. И уж точно не допустить до полного опорожнения бака на ходу.
Не жалею потраченных денег, сил и времени на установку датчиков и указателя !!!
Если есть непреодолимое желание поддержать проект KaternikSPB,
загляните в раздел Поддержка