16. Тюнинг - Топливная система катера Амур
Тюнинг под Yamaha 90AETO - 2т и докатку 2т - выбор шланга, 3-х поз. кран, фильтр, электробензонасос, датчик потока, разветвитель.
Штатная топливная система катера Амур
Из руководства по эклсплуатации:
Топливная система состоит из 2-х топливных баков 1 общей емкостью 100 л, установленными на них перекрывными кранами 2, горловинами 3, сливными пробками 8, и фильтрами для очистки бензина.
Наличие перекрывных кранов на каждом баке позволяет вырабатывать их поочередно и, при необходимости отсоединить от системы. На горловины баков надеты резиновые чехлы, предотвращающие попадание бензина в кокпит при заправке баков.
Полости баков сообщаются с атмосферой дренажными трубками 7, выведенными за борт катера.
Бензин по трубопроводам 4 подается в топливный насос 5, который перекачивает бензин в поплавковую камеру карбюратора 6.
На карбюраторе установлен поддон, который служит для сбора бензина в случае переполнения поплавковой камеры карбюратора. Для слива бензина из поддона служит резьбовой штуцер, закрываемый прозрачной пробкой 9.
Каждый бак имеет отстойник - в дне углубление для сбора мусора и воды. В нижней точке отстойника сливная пробка. Топливопровод выполнен из медной трубки с внутренним диаметром около 4 мм. Трубки идущие от каждого бака соединяются тройником. Тройник расположен на дне катера ближе к левому борту. От тройника медная трубка идет в машинный отсек. На конец трубки одевается резиновый шланг. Он и подсоединяется к топливному насосу двигателя.
Баки с запорными краниками. На дренаж установлен фильтр. (см. ссылку)
Запорные краники.
Краник правого борта давно "сопливит". И чего только не делал - разбирал, протирал, притирал - все рано "сопливит", что напрягает....
Краник левого борта работает безотказно.
Запорный краник
Размеры резьбы. Видно что резьба мелкая конусная - похоже на М10.
Скоро будем знать точно !!!
Минусы штатной топливной системы - мал диаметр топливопровода для работы на ПЛМ.
Топливопровод засоряется, что лично обнаружил при установке датчиков на баки.
Решено модернизировать топливную систему:
Вместо запорных краников установить переходники под 10 мм шланг,
далее:
- шланги с двух баков на трехпозиционный кран,
- фильтр тонкой очистки с датчиком уровня воды в отстойнике,
- электробензонасос низкого давления под карб,
- датчик потока топлива,
- тройник на
- 10 мм шланг на основной мотор через шланговый краник на коннектор
- 8 мм шланг на докатку через шланговый краник на коннектор
на моторе:
- фильтр-отсойник
- бензонасос мотора (попытаемся отключить)
- карбюраторы
Начнем с подбора шланга.
ШЛАНГ
Какой же шланг выбрать ?
Начнем с диаметра. Какой ? 6, 8, 10, 12 мм - Какой ?
Вот цитата с сайта http://www.eastmarine.ru/
Топливный шланг служит для соединения мотора и бака. Они бывают разного диаметра. Важно верно подобрать диаметр шланга. Если мотор до 70 лошадиных сил, то следует устанавливать топливный шланг с диаметром 10 миллиметров, а если выше 70 лошадиных сил, то используется шланг с диаметром 12 миллиметров. Если установить меньший шланг, то возможно будет не хватать топлива при работе мотора на высоких оборотах. В данном случае двигатель будет глохнуть.
http://www.eastmarine.ru/vcd-92/catalog.html (в конце страницы)
Ну 12 мм думается - многовато будет, а вот 10 мм в самый раз
Прогуляемся по инету.
Сразу скажу - такой стандартный шланг использовать не будем. У нас другая задача.
Зато как девушка рассказывает.... А....
Как пальчиками жмет на грушу.... А....
:-))
Но эт небольшое отступление.
Шланги от EastMarine (Владивосток)
Шланги от Vodnik1000 размеров (Владивосток)
Разнообразие шлангов на любой вкус и цвет и цене конечно.
Какой выбрать ?
Все армированы, но те что подороже - те с пластиковой вставкой внутри.
Рою инет и нахожу отзыв на одном из западных форумов, о том что эта вставка может отслаиваться и перекрывать канал. Не обязательно конечно, но такие случаи были.
На фиг, на фиг этот график....
Так что остановимся просто на армированном без дополнительных приблуд.
Копаю автофорумы и как-то вырисовывается общее мнение о шлангах фирмы GATES.
Хорошие говорят шланги - рекомендуют....
Шланги Gates тоже бывают разные - есть и marine. Но нам такие дорогущие навороты не нужны.
Покупаю в Exist для пробы 1 метр 10 мм шланга, его обозначение Gates 3225-10054.
А пока он едет, поехал в Аллигатор посмотреть на предлагаемый ими итальянский шланг. На фотке выглядит красиво.
Говорят итальянского, что на картинке - нет, но есть замена - без имени - по той же цене.
И 10 мм нет - есть 8 мм, но фигня, говорят, - Можно натянуть...
:-))
Достали - что то совсем не резиновое с синеватым отливом - на пластик похоже.
Купил 1 метр 8 мм-го.
Привез домой - открыл. Мама родная - какой же он вонючий - едкий запах....
Запаковал его в полиэтиленовый пакет и запах потихоньку ушел....
Через день думаю - надо запытать. Достал - дышать просто не возможно. Вот это изделие. Замерил, зафотал, зачистил до армированной сетки еще раз зафотал - обратно в пакет и бегом в мусорное ведро.
Не... - ничего плохого про Аллигатор - не раз там покупал товары - руль отличный купил, уши на ногу - все ok. Но вот шланг...
Вот этот шланг без имени - который конечно использоваться не будет.
Продолжим...
Шланг Gates
Получен в Exist
Gates 3225-10054 - 10 мм
13-03-15
Да....
Ох и прижал меня грипп-2015. Вот еханый бабай....
Потихоньку выбираюсь из штопора гриппозного....
Итак продолжим....
Отличный шланг. Мягкая резина. Никакой вони - именно резина, а не пластик. Видно, что армированная сетка заводилась в процессе изготовления шланга. Резина полностью и плотно обтекает сетку.
Мне этот шланг понравился - вот его и будем пользовать.
Для справки
Шланг GATES на 8 мм
Шланг GATES на 6 мм
Адаптер Бак-шланг
Заделаны адаптеры под шланг 10 мм вместо краников
Супер-пупер спец-механик замерил резьбу у краника:
- дюймовая коническая 1/8".
По американскому стандарту - 1/8" NPT.
Вот правда в бензобак для проверки еще не вкручивал, но мастеру доверяю полностью.
Скоро опробую.
Может кому нужен такой переходник - пишите.
Этот под 10 мм шланг, можно заделать и под 8 мм.
После проверки оказалось, что адаптер проваливается при закрутке в бак.
Резьба явно другая.
С другой стороны краника - да - 1/8 NPT. Оказывается мастер не понял задачи.
Определить какая там резьба не смог, но заделал по образцу.
Изготовил новые адаптеры - еще не опробовал.
Внутренне отверстие в зоне резьбы увеличено до 4,5 мм.
У штатного краника - 4,0.
Делать больше - ослаблять стенки.
Шестигранник под ключ 17.
Если делать адаптер под шланг 8 мм, то шестигранник может быть на 14.
Итак в каждый бак вкручивается по одному адаптеру под шланг 10 мм. И два шланга идут на трех позиционный краник.
Трехпозиционный Кран
Тайваньский 3-хпозиционный краник куплен во Владике в фирме 1000 размеров через очень приветливых девчонок менеджеров.
Краник имеет два входа и один выход. Резьба 1/4".
На фото в один из входов вкручен адаптер 1/4" NPT под 10 мм шланг.
Таких адаптеров надо вкрутить 3 шт. Два 10 мм шланга подходят, один уходит.
Дальше в цепочке топливоподачи ставим фильтр тонкой очистки.
Фильтр тонкой очистки
У него адаптеры как раз заделаны под шланг 10 мм и не надо ничего переделывать или напяливать шланг.
Фильтр имеет отстойник со сливным краником для воды, которая может оказаться в топливе.
И вот тут ВНИМАНИЕ!!!
Небольшие топливные баки не рассматриваем. Их можно промывать хоть каждый день.
А вот большие стационарные баки требуют внимания.
Откуда там может быть вода ?
- Вода может идти с топливом при заправке: пистолет в бак.
Лучший вариант - заливать топливо в канистры, а потом неспешно переливать в бак. Вода останется на дне канистры и не попадет в бак.
- Вода может попасть через дренаж
- Вода образуется за счет конденсата.
Так что практически вода может находится в отстойнике бака.
Допустим идем по малой волне и корпус почти не гуляет - вода в отстойнике или на дне бака.
Пошла раздувка - волна - увеличивается - пошла болтанка топлива в баках. Особенно если топлива половина бака или менее.
И... вода достигает заборника и потопала по шлангам к мотору.
(Если никаких приблуд для отлова воды нет и есть второй полный бак, то при болтанке лучше переключиться на полный бак).
И вот тут, если воду не словить, то карб может запереться водой.
Водила думает - Мало того что волна, да еще и мотор начал сбоить. Однако все взаимосвязано.
А если три карба, да еще премикс, то при отказе или меньшей пропускной способности карба смазка одного из цилиндров может быть нарушена.
Дальше все понятно....
Может ну.... - очень плохо кончится.
Итак задача - словить воду.
Вот тут и поможет отстойник фильтра.
У ПЛМ Ямаха есть отстойнк, но мелковат и водой может забиться на раз. Автофильтр тоже очень быстро может забиться водой - это уже личный опыт.
А сколько же может быть воды ?, - а фиг его знает сколько фуганули вам ее на заправке.
Отстойник фильтра достаточно большой. Но и он может забиться водой.
Главное не забыть и вовремя слить эту воду. А если забыл ?....
Прошелся по инету и... действительно - на отстойники фильтров больших автомашин ставят индикаторы заполнения водой. Конструкции разные - в основном механические.
Опа !!!
А не прицепить ли к отстойнику датчик уровня воды, а сигнал завести на контроллер.
Тогда можно отслеживать уровень воды в отстойнике и во время сливать эту воду.
Не... - можно конечно и слив автоматизировать, но это уже через чур - а в принципе нет ничего невозможного.
:-))
23-03-15
Продолжим.
Датчик воды в отстойнике фильтра и модернизацию краника слива опишу в отчете по фильтру.
Идем дальше.
Электробензонасос
Да, фильтр расположу как можно ниже, чтобы топливо шло самотеком в фильтр - так легче будет работать бензонасосу.
За фильтром поставим электрический бензонасос низкого давления, именно тот что работал на УЗАМ.
Трубка подвода и отвода у бензонасоса под шланг 6 мм. От фильтра идет шланг 10 мм. Ставим адаптер-переходник с 10 на 6 мм.
Датчик потока
Дальше ставим китайский датчик потока.
Вот такая китайская вертушка. Датчик потока или датчик расхода.
Пока не запытана. Сигнал от датчика пойдет на контроллер.
Отводы под шланг 8 мм. Можно конечно и 6 мм шланг от бензонасоса напялить, но ставим адаптер переходник с 6 мм на 8 мм.
Разветвитель
Мотор Yamaha 90AETO используем в режиме премикс и запитываем основной мотор и докатку из одной системы.
Для этого используем 10 мм разветвитель на два мотора, но предварительно ставим адаптер с 8 мм на 10 мм.
Разветвитель под 10 мм шланг. Один шланг пошел на основной мотор, другой на докатку.
Но !!!
Краники
Чтобы при работе одного из моторов не шел подсос воздуха из другого шланга и чтобы не подтягивался бенз из системы при испарении из карбов в состоянии - мотор заглушен, ставим шланговые краники.
У которых вход под 10 мм шланг, а выход - основной мотор - адаптер под 10 мм шланг, а на докатку - под 8 мм шланг. Далее коннекторы на каждый мотор - основной - под 10 мм шланг, докатка - под 8 мм шланг.
При этом будут исключены штатные бензонасосы моторов - пока не запытано.
Вот такая аптека !!!
:-))
01-10-15
РЕАЛИЗАЦИЯ
Краник
Долго думал куда же вкрячить бензокраник.
И, так как далее подводка бенза к моторам пойдет по правому борту, - прижился такой вариант.
Поставим краник на уголок на доску крепления бензобака, используя один и винтов, крепления доски к корпусу.
Вот такая сборка получилась.
В краник вкручены адаптеры 1/4" на 10 мм.
Примеряем сборку к месту. И закрепляем.
Бак левого борта. Вкручиваем адаптер. Все адаптеры установлены на бензостойкий герметик. Причем мажем аккуратно, только верхнюю часть.
Подцепляем шланг Gates на 10 мм и выводим его к левому борту.
Чтобы шлаг от левого бака встал на адаптер краника пришлось просверлить отверстие.
Для выводного шланга тоже просверлил отверстие, но оказалось лучше подводить через штатное отверстие. Итак все шланги к кранику подключены. Осталось выкрутить краник, вкрутить адаптер на его место и подсоединить к нему шланг.
Вот и все - узел краника собран.
С установленным фальшбортом. Носик вниз - оба бака закрыты.
Носик влево - бак правого борта.
Носик вправо - бак левого борта.
Отвод пошел к корме катера.
На корме катера на кронштейне крепится фильтр тонкой очистки с отстойником. После него электробензонасос.
Слив отстойника модернизирован, к нему подключен шлаг и выведен через кран слива в зону лючка кокпита катера.
Вертушка пока не поставлена, т.к. контроллер еще не готов.
Далее тройник с разводкой через два краника на основной и вспомогательный моторы.
Испытания
Работа моторов под электробензонасосом будет описана в отдельном портале Yamaha-Lab.
ДОКАТКА Yamaha 8C на катере Амур 3
После подключения котроллера в систему будет установлен датчик потока.